Page 272 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 272
слаждеиіе останется для насъ лишь какъ н что теоретическое, ведітыми; чтб же касается такихъ праведныхъ, какъ и онъ самъ,
ѣ
какъ чувственно-прекрасное. Но и объ этомт чувственпо-пре- то не старается имѣть преимущества передъ ними. Непра-
ОІІЪ
красиомъ Платонъ зам чаетъ, что его истинное достоинство ведный же старается имѣть преимущество пе только передъ
ѣ
состоитъ въ образованіи только необходимой основы для чистаго праведными, но и передъ неправедными, равными себѣ. Еще
теоретическаго удовольствія, помимо чувственности, для чистаго болѣе доказываете Платонъ превосходство праведиаго передъ
наслажденія идеею красоты. А потому это удовольствіе, это неправеднымъ т мъ, что безъ правды невозможна никакая обще-
ѣ
чувственно-прекрасное Платонъ ставитъ ниже знанія, содержа- ственная д ятелыюсть, жизнь. Такъ ІТлатопъ опровергаете прин-
ѣ
ніе котораго есть не чувственное прекрасное, какъ преходя- ципа софистовъ и съ практической стороны такимъ же обра-
щее, измѣнчивое, а — идея красоты, какъ сущее, неиз- зомъ, какъ опровергаете его онъ съ теоретической стороны,
м нное. а именно: какъ невозможно знаніе, если мѣсто понятія, его
ѣ
СВъ разговорѣ своемъ „Государство" Платонъ замѣ чаетъ сущности, заступаете мнѣиіе индивида, предмета котораго не
противъ софистовъ и противъ приверженцевъ гедонизма слѣ • есть сущее, такъ невозможна и разумная, целесообразная, пра-
дующее: а) должны же и они признать, что есть и дурныя ведная, добрая д ятелыюсть, если индивидъ поставите закономъ
ѣ
удовольствія; если же они этого не признаютъ и считаютъ удо- для своей индивидуальной дѣятельности своеволіе или произ-
вольствіе, т.-е. пріятиое, добрымъ, то это значитъ, что они вола, a цѣлыо ея—свою корысть, выгоду, пользу или свое инди-
отождествляютъ доброе и злое, дурное; б) Платонъ говоритъ, видуальное удовольствіе и наслажденіе вмѣсто того, чтобы под-
что истинно счастлива только философъ, ибо предмета его удо- чиниться общеобязательному закону правды и справедливости,
вольствія, наслажденія есть истинно-сущее, пребывающее, идея; закону этическому) Гообще основную погрѣшность этическаго
только его наслажденіе чисто, не смѣшано ни съ чѣмъ пре- ученія софистовъ Платонъ видите въ томъ, что это ихъ ученіе,
ходящимъ; только его удовольствіе не смѣшано съ неудоволь- въ иераздѣ лыюсти своей съ гедонизмомъ, ставитъ преходя-
ствіемъ; в) вопросъ — чтб полезнѣе: праведность или непра- щее на мѣсто пребывагощаго. измѣичивое на мѣсто неиз-
ведность, доброе или злое? — такъ же нелѣ пъ, какъ и вопросъ: что м ннаго, призрака на мѣсто сущаго, относительное добро на
ѣ
лучше — быть ли здоровымъ или больнымъ? Праведность есть мѣсто абсолютна™ добра, абсолютной правды и справедливости.
здоровое состояніе челов ка, а неправедность—нездоровое. Добро По мнѣнію Платона, ученіе софистовъ есть послѣдовательное
ѣ
есть нормальное состояніе челов ка, а зло — ненормальное; извраіценіе истиниаго міросозерцанія: оно есть систематическое
ѣ
г) здѣсь Платонъ д лаетъ приложеніе особенна™ различія между вытѣ снеиіе истиниаго сущаго призракомъ, истиннаго знанія мни-
ѣ
добромъ относителыіымъ и добромъ абсолютиымъ: изъ ученія о мымъ, истинной доброй дѣятельности эгоистическимъ эвдемониз-
ѣ
государствѣ онъ исключаете поиятіе о выгод , пользѣ, какъ момъ или гедонизмомъ, преслѣдующимъ только свою относи-
относительномъ добрѣ, отвергая всякое корыстное служеніе госу- тельную цѣль вмѣсто абсолютной'. Поэтому,—говоритъ Пла-
дарству; этимъ Платонъ опровергаете то ученіе софистовъ, будто тонъ,—софистика есть искусство, которому недостаетъ истиннаго
правда есть полезное властителю, доброе относительно него, а знанія; сознавая такой свой педостатокъ, софистика старается
не само но себ , не абсолютно доброе. Въ осиовѣ этого опро- придать своему мнимому знанію наружный видъ истиннаго
ѣ
верженія лежите общее предположеніе со стороны Платона, зианія, посредствомъ эристической діалектмки и софистической
что добрая деятельность должна имѣть цѣль не относитель- реторики; въ самомъ дѣлѣ софистика, примѣняемая въ боль-
ную, но абсолютную^ д) здѣсь же, т.-е. въ разговорѣ „Госу- ишхъ размѣрахъ, и есть софистическая реторика въ смыслѣ
дарство", Платонъ доказываете превосходство правды, какъ искусства выдавать призракъ за истину въ народныхъ собра-
добра, передъ неправдою, какъ зломъ; онъ говорите, что пра- ніяхъ. Подобная ей софистика есть эрисгическая діалектика,
ведный старается имѣть преимущество только передъ непра- въ сущности тождественная съ софистическою реторикою и