Page 272 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 272

слаждеиіе  останется  для  насъ  лишь  какъ  н что  теоретическое,  ведітыми;  чтб  же  касается  такихъ  праведныхъ,  какъ  и  онъ  самъ,
 ѣ
 какъ  чувственно-прекрасное.  Но  и  объ  этомт  чувственпо-пре-  то  не  старается  имѣть  преимущества  передъ  ними.  Непра-
                 ОІІЪ
 красиомъ  Платонъ  зам чаетъ,  что  его  истинное  достоинство  ведный  же  старается  имѣть  преимущество  пе  только  передъ
 ѣ
 состоитъ  въ  образованіи  только  необходимой  основы  для  чистаго  праведными,  но  и  передъ  неправедными,  равными  себѣ.  Еще
 теоретическаго  удовольствія,  помимо  чувственности,  для  чистаго  болѣе  доказываете  Платонъ  превосходство  праведиаго  передъ
 наслажденія  идеею  красоты.  А  потому  это  удовольствіе,  это  неправеднымъ  т мъ,  что  безъ  правды  невозможна  никакая  обще-
                                 ѣ
 чувственно-прекрасное  Платонъ  ставитъ  ниже  знанія,  содержа-  ственная  д ятелыюсть,  жизнь.  Такъ  ІТлатопъ  опровергаете  прин-
                          ѣ
 ніе  котораго  есть  не  чувственное  прекрасное,  какъ  преходя-  ципа  софистовъ  и  съ  практической  стороны  такимъ  же  обра-
 щее,  измѣнчивое,  а  —  идея  красоты,  какъ  сущее,  неиз-  зомъ,  какъ  опровергаете  его  онъ  съ  теоретической  стороны,
 м нное.    а  именно:     какъ    невозможно       знаніе,    если    мѣсто     понятія,    его
 ѣ
 СВъ  разговорѣ  своемъ  „Государство"  Платонъ  замѣ чаетъ  сущности,  заступаете  мнѣиіе  индивида,  предмета  котораго  не

 противъ  софистовъ  и  противъ  приверженцевъ  гедонизма  слѣ  •  есть  сущее,  такъ  невозможна  и  разумная,  целесообразная,  пра-
 дующее:  а)  должны  же  и  они  признать,  что  есть  и  дурныя  ведная,  добрая  д ятелыюсть,  если  индивидъ  поставите  закономъ
                                  ѣ
 удовольствія;  если  же  они  этого  не  признаютъ  и считаютъ  удо-  для  своей  индивидуальной  дѣятельности  своеволіе  или  произ-
 вольствіе,  т.-е.  пріятиое,  добрымъ,  то  это  значитъ,  что  они  вола,  a  цѣлыо  ея—свою  корысть,  выгоду,  пользу  или  свое  инди-
 отождествляютъ  доброе  и  злое,  дурное;  б)  Платонъ  говоритъ,  видуальное  удовольствіе  и  наслажденіе  вмѣсто  того,  чтобы  под-
 что  истинно  счастлива  только  философъ,  ибо  предмета  его  удо-  чиниться  общеобязательному  закону  правды  и  справедливости,
 вольствія,  наслажденія  есть  истинно-сущее,  пребывающее,  идея;  закону  этическому)  Гообще  основную  погрѣшность  этическаго

 только  его  наслажденіе  чисто,  не  смѣшано  ни  съ  чѣмъ  пре-  ученія  софистовъ  Платонъ  видите  въ  томъ,  что  это  ихъ  ученіе,
 ходящимъ;  только  его  удовольствіе  не  смѣшано  съ  неудоволь-  въ  иераздѣ лыюсти  своей  съ  гедонизмомъ,  ставитъ  преходя-
 ствіемъ;  в)  вопросъ  —  чтб  полезнѣе:  праведность  или  непра-  щее  на  мѣсто  пребывагощаго.  измѣичивое  на  мѣсто  неиз-
 ведность,  доброе  или  злое? —  такъ  же  нелѣ пъ,  какъ  и вопросъ:  что  м ннаго,  призрака  на  мѣсто  сущаго,  относительное  добро  на
             ѣ
 лучше  —  быть  ли  здоровымъ  или  больнымъ?  Праведность  есть  мѣсто  абсолютна™  добра,  абсолютной  правды  и  справедливости.

 здоровое  состояніе  челов ка,  а  неправедность—нездоровое.  Добро  По  мнѣнію  Платона,  ученіе  софистовъ  есть  послѣдовательное
 ѣ
 есть  нормальное  состояніе  челов ка,  а  зло  —  ненормальное;  извраіценіе  истиниаго  міросозерцанія:  оно  есть  систематическое
 ѣ
 г)  здѣсь  Платонъ  д лаетъ  приложеніе  особенна™  различія  между  вытѣ снеиіе  истиниаго  сущаго  призракомъ,  истиннаго  знанія  мни-
 ѣ
 добромъ  относителыіымъ  и  добромъ  абсолютиымъ:  изъ  ученія  о  мымъ,  истинной  доброй  дѣятельности  эгоистическимъ  эвдемониз-

 ѣ
 государствѣ  онъ  исключаете  поиятіе  о  выгод ,  пользѣ,  какъ  момъ  или  гедонизмомъ,  преслѣдующимъ  только  свою  относи-
 относительномъ  добрѣ,  отвергая  всякое  корыстное  служеніе  госу-  тельную  цѣль  вмѣсто  абсолютной'.  Поэтому,—говоритъ  Пла-
 дарству;  этимъ  Платонъ  опровергаете  то  ученіе  софистовъ,  будто  тонъ,—софистика  есть  искусство,  которому  недостаетъ  истиннаго
 правда  есть  полезное  властителю,  доброе  относительно  него,  а  знанія;  сознавая  такой  свой  педостатокъ,  софистика  старается
 не  само  но  себ ,  не  абсолютно  доброе.  Въ  осиовѣ  этого  опро-  придать  своему  мнимому  знанію  наружный  видъ  истиннаго
 ѣ
 верженія  лежите  общее  предположеніе  со  стороны  Платона,  зианія,  посредствомъ  эристической  діалектмки  и  софистической
 что  добрая  деятельность  должна  имѣть  цѣль  не  относитель-  реторики;  въ  самомъ  дѣлѣ  софистика,  примѣняемая  въ  боль-

 ную,  но  абсолютную^  д)  здѣсь  же,  т.-е.  въ  разговорѣ  „Госу-  ишхъ  размѣрахъ,  и  есть  софистическая  реторика  въ  смыслѣ
 дарство",  Платонъ  доказываете  превосходство  правды,  какъ  искусства  выдавать  призракъ  за  истину  въ  народныхъ  собра-
 добра,  передъ  неправдою,  какъ  зломъ;  онъ  говорите,  что  пра-  ніяхъ.  Подобная  ей  софистика  есть  эрисгическая  діалектика,
 ведный  старается  имѣть  преимущество  только  передъ  непра-  въ  сущности  тождественная  съ  софистическою  реторикою  и
   267   268   269   270   271   272   273   274   275   276   277