Page 279 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 279

Итакъ
                    суіцее,    идея.   Это   есть   верховная      идея,   идея   добра,     блага,    въ                    понятія,  идеи     суть    съ   одной     стороны      субъективным        всеобщія
                                                                                                                                                                человѣческому
                                                                                                                                          прирожденный
                                                                                                                                                                                    уму,
                                                                                                                                                                                                   другой
                                                                                                                                                                                                              сто-
                                                                                                                                                                                           а
                                                                                                                                                                                              съ
                    смыслѣ    блаженства,      котораго    всѣ  люди    желаютъ,      и  къ   которому                       роны             суть   объективным,       реальным,     сущія     сами   по   себѣ .
                    всѣ   они   стремятся.      Это   то  безсмертіе,     къ   которому      стремится                                онѣ
                    даже     чувственная       плотская     любовь.     Все    это    достигается      не                    Скажемъ      объ  идеяхъ     сперва    какъ    о   субъективных!»       всеобщихъ
                    только   посредствомъ       теоретическаго      знанія,   но   преимущественно                           понятіяхъ,      мысляхър
                    посредствомъ       мудрой,     основанной      на   истииномъ      знаніи,    фило-                           Всякому      челоиБку     прирождеиы       идеи;   опѣ   составляготъ      при-
                    софской     жизни,    добродѣтели.        ибо    Платонъ     признаетъ      всякую                       надлежность      ума,   какъ   образованнаго       наукою,    философіею,       такъ
                    дѣятельность       философскою        въ   той   мѣ р ,   въ   какой    она   отно-                      и  необразованнаго         сю.   Въ    самомъ     дѣлѣ,    никакое      мышленіе,
                                                                          ѣ
                    сится   къ   истинно-сущему,         субстанціальному,        идеѣ.                                      иознаніе,    какъ    бы   ни   былъ     иичтоженъ       его    предмете,     невоз-
                         Итакъ     любовь,     но  своей    сущности,      есть   философское       вле-                     можно     безъ   мысли,    идеи,     всеобщаго      понятія,    а   не  то    чтобы

                    чете    къ  осуществленію        абсолютно-добраго,         прекраснаго,       абсо-                     только    философское       знаніе    было   невозможно       безъ   идеи.   Но   не
                    лютно-истиннаго;        ибо   истинное      и  есть   у  Платона       прекрасное                        всякій   умъ,    не  всякій    человѣкъ     созиаетъ      присутствіе      въ   себѣ
                    и  доброе.    Но    такое   философское       стремление      предполагаете       съ                     идей,    сущности       ихъ.    Дабы    человѣкъ      созналъ     ирисутствіе     въ
                    одной     стороны      недостатокъ       чего-либо,     а  съ   другой     стороны                       себѣ   идей    и  позналъ     ихъ   сущность,       для   этого    нужна     особая
                    потребность     восполненія      этого   недостатка;      а  потому     это   фило-                      философская       метода,    діалектика.     Тогда    мышленіе       наше    будетъ
                    софское    стремленіе     приличествуете       существамъ      средиимъ      между                       истинио-философскимъ,            знаніе     наше     будетъ     истиннымъ       зна-
                    дурными,      какъ     говоритъ      Платонъ,      т.-е.    несовершенными         и                    ніемъ,    содержаніе      котораго     есть   само    по  себѣ   с^щее,     умозри-

                    добрыми,     т.-е.  совершенными;        боги    же   и  вообще     истинно-муд-                        тельное,     непреходящее,       словомъ—идеи,         а  не   чувственные      мно-
                    рые   не   философствутотъ,       т.-е.  они   не   стремятся     къ   истинному,                       жественные       предметы      въ   опытѣ,    которые     суть   предметы      нред-
                   доброму,     прекрасному,        къ  идеямъ     вообще,     ибо   они    уже   обла-                     ставленія,     а  не   знанія.
                   даютъ     ими   на   самомъ     дѣ л ;   не   философствутотъ        также     и  со-                          Но   идеи    не  суть   только    мысли,     присущія      челов ку,      какъ
                                                                                                                                                                                                    ѣ
                                                        ѣ
                   вершенно       незнаюіціе,     ибо   имъ    чуждо     стремленіе     къ    доброму,                      субъективным         всеобщія      понятія;     онѣ   имѣютъ      и  объективную
                   прекрасному,        къ    идеямъ;      философствутотъ         только     существа                       реальность;       онѣ    сами    по  себѣ    и  для   себя   сущія.    Если      воз-
                   среднія     между   совершенными         и  несовершенными,         ибо   имъ   при-                     можно     вообще     знаніе,    то,  разум ется,      долженъ      быть    и  такой
                                                                                                                                                                         ѣ
                   суще     стремленіе      къ    истинно-доброму,         идеѣ,    но   не   присуще                       особенный      предмете,      который,     по   словамъ     Платона,      не    есть
                   обладаніе     ею.   Такимъ      образомъ     общая     положительная         основа                      только    сл дствіе     нашего     мышленія,     а  есть   сущее    само   по   себѣ
                                                                                                                                         ѣ
                   Платоновой        философіи       состоитъ     въ    философской        любви      къ                    и  для    себя,   слѣдовательно       непреходящее,        неизмѣнное;       только
                   истинно-доброму,         идеѣ,  абсолютному,       божественному,        а  съ  дру-                     такое    сущее    можетъ      быть     предметомъ       знаиія.   Тому     же,   чтб
                   гой   стороны—въ        любви     къ   осуществленію       истины,   добра,    идеи.                     находится       въ   безпрестанномъ        становленіи,      нельзя     приписать

                   Но    эта   философская        любовь    есть    не   болѣе     какъ    стремленіе                       никакого     качества,    слѣдовательно      нельзя    и  познать    его.[.Вообще
                   къ   обладанію,      а  еще    не  самое    обладаніе     идеею,     истипно-доб-                        такой    предмете     знанія,    какъ    неотмѣнное       сущее,    и  есть    идея,
                   рымъ.     Для   того,   чтобы    въ   самомъ     дѣлѣ    обладать     идеею,    какъ                     а  потому     отрицать    объективную       реальность     идей—значитъ        уни-
                   пребывающимъ,         нужно     особое    средство,      орудіе,    которое     есть                     чтожить     всякую     возможность      истиннаго      знанія,    значитъ     отри-
                   второе    существенное       условіе    философствованія.        Это   орудіе   есть                     цать   возможность       науки.    Поэтому      у  Платона     объективная       ре-

                   діалектика;      при    ея  помощи       умъ    человѣ ка     созиаетъ     въ   себѣ                     альность     идей   есть   постулате,      т.-е.    необходимое        требованіе.
                   присутствіе      идей     какъ    субстанціалыіыхъ        всеобщихъ        понятій;                      предположеніе       для  всякаго    знанія,    науки.   Если   возможна      наука,
                   при   ея   помощи      умъ   человѣческій      восходите      къ   созітанію    объ-                     то  долженъ     быть   и предмета     ея—идеи,      a  идеи  должны     существо-
                   ективной     реальности,      сущности,       зпаченія    идей,    природы      ихъ.                     вать  какъ   объективная      реальность.     Одинъ    метафизика      объясняете
                                                                                                                                   m                                                                   18
   274   275   276   277   278   279   280   281   282   283   284