Page 300 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 300

всей  сто  философіи;  въ  самомъ  д л ,  если  только  идеи при-  против®,^за  истинную  реальность  онъ  признает®  все  множе-
 ѣ
 ѣ
 знаются  какъ  в чныя  первопричины,  силы,  то  внѣ  идей  и  ство  идеи,  весь  міръ  идей.  Поэтому  Платонъ  ие  ставит®  ни  идеи
 ѣ
 рядомъ  съ  ними  невозможна  никакая  другая,  равно  в чная  вообще,  ни какой-либо  единичной  идеи  въ  особенности  такимъ
 ѣ
 д ятельная  сила.  Сами  идеи  суть  д ятельныя,  живыя  причины  верховнымъ  принципом®,  изъ  котораго  выводилось  бы  все  без-
 ѣ
 ѣ
 и  силы,  дающія  бытіе,  суіцествованіе  чувственным®  вещам®;  численное  множество  идей;  слѣдовательно  онъ  не  употреблял®
 а  такъ  какъ  это  бытіе  таково,  что  оно  можетъ  быть  объясняемо  СЛОВО  „идея  въ  единственном®  числѣ,  въ смыслѣ  одного  вер-
 только  цѣлесообразною,  мудрою  д ятельностью,  то  значить  ховна™  принципа.  Можно  въ  этомъ  отношеніи  сказать,  что
 ѣ
 идеям®  должно  приписать  умъ;  такъ  что  идеи  у  Платона  суть  Платонъ  не  принимал®  одного  верховна™  принципа,  а  безчи-

 верховныя  причины  мышленія,  ума, бытія  вообще.  сленное  множество  верховных®  принципов®,  называя  ихъ  идеями
 Таковы  значенія  идей  вообще.  такъ  что  всѣ  эти  идеи  вм ст ,  все единство  безчисленнаго  ихъ
                                                    ѣ
                                                ѣ
 Въ  разсмотр нныхъ  нами  различных®  зпаченіяхъ,  прида-  множества,  весь  міръ  идей  былъ  для  Платона  верховнымъ
 ѣ
 ваемых®  Платоном®  идеям®,  иовѣйшіе  метафизики  находятъ  принципом®  всего  бытія  и  всего  мышленія.  Спрашивается: по-
 протнворѣчія,  болѣе  или менѣе  неразрѣшимыя,  но  прибавляют®,  чему  же  верховный  принципъ  у  Платона  не есть  ни  идея  во-

 что  главное,  существенное,  плодотворное  для  всей  Платоновой
                                                                                 а
                       і
                                                4
                                                               Г е н н о е ™ ,
                                                                                            весь
                                                                                    есть
                                   е д и и и т а а
                                                          В Ъ
                                                  и д е я
 фидософіи  воззрѣніе  Платона  на  идеи  состоит®  не въ  т хъ  его  Г  Л идеи?  Т Это  потому,  чт£Шлатоновы  идеи  произошли,  раз-
 ѣ
            Міръ
 опред леніяхъ,  по  которымъ  идеи  обозначаются  у  него  как®
 ѣ
                                                            '
                      Г Г
                                                               "О"*™-
                                                                                   Платоновы
                                                                             или
                                 Р а Т 0 В Ы Х Ъ
                                                т ю б щ и х т
 роды,  сущности,  числа  и  силы,  а  въ  томъ  его  опредѣленін  и : Г е ѵ суть Ъ  Сократовы  всеобщія  понятія,  превращенным  Плато-
            идеи
 идей,  что  въ  идеях®  соединяются  у  него  въ  единство  единое  ном®  изъ  субъективных®  норм®  мышленія  челов ка,  какъ  раз-
                                                                             ѣ
 и  множественное,  т.-е.  всеобщее  и  особенное,  самосущая  от-  В °  0 б Щ е '  В Ъ  обыкновенные  роды,  субстанціи,
 дѣльная  единица  и  безконечно-различная  множественность;  ибо  единицы  и  силы,  словомъ-въ  объективный  реальности.  А  но-
 всл дствіе  только  такого  опредѣленія  идей  Платонъ  могъ  при-  І Я Т 1  \  п о  ( ± Р У'  было  безчисленное  множество,  следовательно
 ѣ
                               а т
                           о к
 знать  не  одну  идею,  а  множество  идей,  состоящих®  въ  един-  и  идей  у  Платона  тоже  безчисленное  множество.  Но,  произойдя
 ств ,  или могъ  признать  единый  міръ  безчисленнаго  множества  изъ  Сократовыхъ  всеобщих®  понятій,  и  Платоновы  идеи,  какъ
 ѣ
 идей,  соединеиныхъ  между  собою  въ  одно  цѣлое.  Поэтому  и  Сократовы  понятія,  были  на  самомъ  не что  иное  как®
                                                                дѣлѣ
 спрашивается:  какъ  же  онредѣляетъ  Платонъ  ближайшим®  об-  только  отвлеченіе  отъ  опыта,  обобщеніе,  объединеніе  едапич-
 разом®  міръ  идей  и  ихъ  единство  вообще,  и  как®  оиъ  опре-  посіеи,  хотя  въ  этомъ  и  не  сознается  Платонъ,  считая  идеи
 дѣляетъ  особенно  верховную  идею  добра?  Так®  мы  переходим®  WTO  умозрительными,  которыя  умъ  сознает®  помимо  опыта
 къ  разсмотрѣнію  послѣдняго  ученія  объ  идеях®.  д»ідучи  же  не  болѣе  какъ  отвлеченіемъ  отъ  единичностей  обоб-
 О  мірѣ  идей  вообще  и  о  верховной  идеѣ  добра  въ особен-  щением®,  объединеніемъ  ихъ,  Платоновы  идеи  представляюсь,  по-
 ности.  Подъ  міромъ  идей  вообще  Платонъ  разумѣетъ  всю  со-  этому,  такой  же постепенный  ряд®  идей,  какъ  и  Сократовы  по-
 вокупность,  систему,  соединеніе  въ  единое  всецѣлое  призна-  н я т ,  именно,  вслѣдствіе  все бблыпаго  и  болыпаго  обобщенія
 ваемаго  ІІлатономъ  безчисленнаго  множества  идей.  И  въ са-  мышленіе  постепенно  восходит®  отъ  идей  какъ  особенностей  къ
 момъ  дѣлѣ,  Платонъ  обыкновенно  говорит®  объ  идеях®  во мно-  идеям®  какъ  всеобщему,  подобно  тому  какъ  мышленіе  такъ  же
 жественном®  числ ,  а  если  и  говорит®  о  нихъ  въ  единствен-
 ѣ
 ном®  числѣ,  то  или  какъ  объ одной  изъ  множества  идей,  опре-  вы  Гм е Н П О п О С Х О А И Т Ъ  ° Т Ъ  С а М Ы Х Ъ  Н И З Ш И Х Ъ  ы о н я т і й  " »  самым®
 дѣленной  но своему  содержанію  идеѣ,  или  чтобы  выразить  по-  высшим®.  Платоновы  идеи,  какъ  и  Сократовы  понятія,  не  пред-
 пятіе  объ  идеѣ  вообще,  но  не  въ  томъ  смыслѣ,  чтобы  онъ  при-  ставляют®  собою  на  самомъ  дѣлѣ  такого  діалектическаго  раз-
                                                                                 особенное
          в и т ,
                              что
                   потому
                                                   как®
                                                           множественное,
                                           онѣ ,
 знавал®  за  истинную  реальность,  за сущее  только  одну  идею;  на-  сливаются  въ  одну  всѣ  какъ  ея  моменты,  или  потому  что  всѣ
                                     идею,
   295   296   297   298   299   300   301   302   303   304   305