Page 302 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 302

идеи  возводятся  къ  одной  идеѣ,  одному  верховному  принципу,
 какъ  у  Гегеля,  къ  абсолютной  идеѣ,  абсолюту.  Напротивъ,  у  Пла-  ничего  нѣ тъ  и  ничего  нельзя  себѣ  представить,  помыслить  о
 тона  каждая  идея,  какъ  и  у  Сократа  каждое  понятіе,  есть  сущее  чемъ-либо,  что  не  имѣло  бы  соответствующей  себе  идеи  ибо
 само  по  себѣ  и  для  себя.  Взаимное  же  соотношеніе  между  идеями,  иначе  тЬ  было  бы  абсолютно-несущее,  что  не  можетъ  быть

 какъ  и  между  Сократовыми  понятіями,  есть  только  причастіе  представлено,  мыслимо,  а  следовательно  и  познаваемо.  А  но-
                                                 ѣ
 ихъ  или  общность,  т.-е.  всѣ  идеи  суть  только  части  одного  том^ГІлатонъ  порицал*  т хъ  мыслителей,  которые  не  решаются
 общаго  имъ  всец лаго  міра  идей,  какъ  истинно-сущаго,  ко-  признать  идеи  чего  бы  то  ни  было,  даже  самаго  низкаго  О
 ѣ
 торое  есть  единое,  и  которое  состоитъ  изъ  безчисленнаго  них*  Платой*  говоритъ,  что  они  вовсе  не  дозрЬли  до  фило-
 множества  идей;  ибо  понятіе  о  цѣломъ  предполагается  ча-  софскаго  мышленія.  Напротивъ,  самъ  Платонъ  все  возводит*
 стями  его—и  наоборот*.  Другими  словами,  каждая  идея  есть  к*  идеямъ,  не  только  великое,  но  и  самое  низкое,  не  только

 вм стѣ  одна,  опредѣленная,  такая-то  идея  изъ  всей  единой  ироизьеденія  природы,  но  и  все  человеческія  искусства  не
 ѣ
 совокупности  безчисленнаго  множества  идей,  как*  и  понятіе  только  тб,  чтб  мы  называем*  именами  существительными  '  но
 Сократа  есть  одно,  опредѣленное  понятіе  изъ  всей  совокуп-  и  все  имена  прилагательным,  глаголы,  все  грамматическая  формы
 ности  понятій,  ГІоэтбму^Платонъ  вовсе  (бё  имѣлъ  въ  виду  чисто  и  все  математическія  тела.  Онъ,  например*,  говоритъ  объ  идеях*
 апріорнаго,  предшествующа™  опыту  построенія  міра  идей,  т.-е!)  правды  и  справедливости,  человека,  господина,  раба,  объ  идеяхъ

 не  исходилъ  изъ  одной  идеи,  какъ  изъ  одного  верховнаго  прин-  здоровья,  покоя,  движенія,  огня,  воды,  воздуха,  стола,  кровати
 ципа,  чтобы  потомъ  посредствомъ  дедукціи  вывести  изъ  него  всѣ  кубка,  шила,  величины,  цвета,  силы,  голоса,  звука,  объ  идеяхъ
 идеи,  или  чтобы  діалектически  развить  этот*  верховный  прин-  великаго  и  малаго,  тяжела™  и  легкаго,  единаго,  двойного  и
 цип*,  одну  идею  по  всѣмъ  моментам*,  какъ  развивает*  Гегель  множественна™.  Мало  того:  Платонъ  говоритъ  объ  идеяхъ  не-
 свой  абсолют*.  Напротивъ,  Платонъ  имѣлъ  въ  виду  приведете  суща™,  или  того,  чтб  по  своей  сущности  есть  только  противо-
 идей,  происшедших*  изъ  Сократовыхъ  поннтій,  въ  логическій  положность  идеи;  именно,  говоритъ  объ  идее  неправды  и  не-

 порядок*,  ибо  и  понятія  имѣютъ  логическій  порядок*,  а  его  справедливости,  порочности,  дурного,  гнуснаго,  постыднаго  Это
 находит*  Платонъ  посредствомъ  пе  дедукціи,  a  индукціи,  т.-е.  оттого,  что  Платонъ  признавал*,  что  всякому  предмету  соот-
 посредствомъ  развитія,  основаннаго  на  апостеріорноыъ,  т.-е.  на  ветствует*  идея,  и  потому  должно  было  признать,  что  есть
 опытном*  воспріятіи  единичностей,  на  болыпемъ  или  меньшем*  идея  и  иесущаго;  словом*,  у  Платона  нет*  ничего  чтб  не
 опредѣленіи  ихъ,  такъ  что  чѣмъ  менѣе  объединяется  единич-  имело  бы  своей  идеи,  какъ  и  понятія.  Поскольку  можно  пока-

 ностей,  тѣмъ  идеи  стоят*  ниже  въ  этомъ  рядѣ  идей,  какъ  и  зать  оощее  во  многихъ  единичностяхъ,  объединить  ихъ  по-
 понятія.  Отсюда  видно,  что  Платоновы  идеи,  какъ  и  Сокра-  стольку  и  можно  говорить  объ  идеяхъ,  понятіяхъ.  Предел*  д м
 товы  понятія,  находятся  между  собою  въ  такомъ  соотношеніи,  идеи  Платона  только  там*,  где  уже  невозможно  обобщеніе
 что  однѣ  изъ  нихъ  болѣе  или  менѣе  низшія,  a  другія  болѣе  единичностей,  г Де  множественность  единичностей,  явленій  не
 или  менѣе  высшія,  восходя  все  болѣе  и  болѣе  до  верховной  можетъ  быть  заключена  въ  единство,  г Де  нет*  бытія,  какъ  го-
 идеи;  следовательно  всѣ  опѣ  вмѣстѣ,  какъ  міръ  идей,  пред-  воритъ  Платонъ,  где  есть  только  абсолютное,  безпокойное  дви-

 ставляют*  собою  постепенный,  неизменный  ряд*  идей,  начиная  жете,  сгановлете,  так*  что  ничего  нельзя  уловить  твердого
 отъ  самых*  низших*  и  восходя  до  самых*  высших*.  Поэтому  въ  этомъ  становленіи.  Например*,  Платонъ  не  признавалъ  идеи
 идей  у  Платона  безчисленное,  неопределенное  множество;(ибо  различных*  запахов*,  отвергая  ихъ  общность,  единство  ибо
 изъ  всякаго  Сократова  понятія  у  Платона  развивается  идея,  а  вся К] и  запах*  есть,  по  его  мненію,  становленіе,  безпокойное

 понятій  у  Сократа  безчисленное  множество.  Притом*,  такъ  движете,  не  дошедшее  до  определенна™  бытія,  какъ  цели
 какъ  только  идеи  суть  у  него  реальности,  истинно-сущее,  то  становленья,  а  следовательно  есть  только  переходный  момент*
          въ   становленіи,       не   шѣ ющій        ничего     твердого.     Впосл дствіи
                                                                                       ѣ
   297   298   299   300   301   302   303   304   305   306   307