Page 322 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 322

переходъ     къ   этикѣ.    Однако      Платонъ      считаете      причиною      та-
 L  наше  г  есть  о к Г  г' "  Д 0 Л Ж 5 Н Ъ  н а  ™  основан«,  кихъ  душевныхъ  болѣзней  и  безнравственности  не  только  бо-

 Дѣятельности  a  погомѵ  !п  Д  Н а Ш е Й  Д у Ш И '  П О м ѣ  х а  ея  лѣзненное  состояніе  т ла,  но  и  недостаточное,  дурное  воспи-
                                        ѣ
 ственнпптп  я'  У  Т 0 Л Ь К 0  ч р е з ъ  есвобожденіе  отъ  чѵ в-  таніе,  а  также  дурныя,  порочішя  государственный  учрежденія,
           составляющая      также     предмете     этики.   Наконецъ,       онъ   признаете

 j  j  і и и  душа  независима  отъ  rfcim-  пЛтт  ™  самымъ  дѣйствительнымъ  лекарствомъ,  средствомъ  противъ  ду -
                                                                                          с
 разговорѣ  „Федонъ"  '  ъ  п о ч е м У  * *  шевныхъ  болѣзней,  отъ  чего  бы  онѣ ни  происходили,  а ле-

 «  і  »  —  довательно   и  противъ     порочности,      безнравственности,         гармони-
 важно  еще  и  то  к о т ™ ,  . . .  и х ъ  Доказательств®  ческое  упражненіе  всего  цѣлостнаго  челов ка,  т.-е.  т ла  и
                                                                       ѣ
                                                                                        ѣ
 н е з и с ѣ - н р и п о м і а н Г  L n  а Н °  -  Н а  ашш-  души,  тѣмъ,  чтЬ  греки  называли  гимнастикою  и  музыкою,  для
 ской  душѣ  І І л Г о н Т ; Г п п  а Ш И '  с в о й с ™ ™омъ  человѣче-  того,  чтобы  достигнуть  стройности,  гармоніи,  согласія  между
 е
 Душою того  чтЬ она  н 2  '  Ч Т °  Ѳ СТЬ  пр ™оминаніе  тѣломъ  и  душою.  Въ  особенности  Платонъ  считаете  главнымъ
 У
 °
 созерцала  идеи  въ  ч и ^ т Г  ^  * * °"  3 е М Н й  Ж  ™ >  ° *  а  средствомъ  противъ  душевныхъ  болѣзней  развитіе  ума,  разум-
 Д
 ж и з н  р  „  ц  д у ш а  д  н ; „  в  : и т  с  з  е  г  ^  ной  части  души,  ибо  она только  и  ведете  къ  истинному  зна-
 доказывается  тѣмъ  что  u n Z Z  J  з н а е м о е -  d l  °  У  Платона  нію,  истинно  сущему,  идеямъ,  развигіе  наукою  вообще,  сперва

 —  _  ь  г „ л „ ~  г  г ; „  б и  ™  математикою,  а  иотомъ  философіею,  какъ  наукою  объ  истинно
 быть  развиваемы  ич*  П 0 а  «  У  У  человека,  а  должны  сущемъ,  идеяхъ  вообще,  слѣдовательпо  діалектическимъ  позна-

 сознаваемыя  е ю  до X  п о Г '  Г *  №  в Й ' ° ™  И  н е   ніемъ  идей;  а  такъ  какъ  владычествующая,  верховная  идея
 Х
 ото  развитіе  идей  и т  тѵ шГ'п  Д У Ш а  Н е  т  °  В Ь е Т Ѣ  и х ъ  ;  надъ  всѣми  идеями  есть  идея  добра,  то  поэтому  именно  по-
 э
 анамнезисъ.  Въ тоГсмыТлѣ  T  î  Л И б °  П ° В О д у  и  е с т ь  знаніе  этой  идеи  составляете  главное  средство  противъ  душев-
 Ибо  верховная  Z I T  J  Добродѣтель  тоже  развиваема,  ныхъ  болѣзней  и  безнравственности.  Эта  же  идея  добра  въ  ея
 как®  ныгтяя  часть  д дѵши  п р и с у щ а  человѣческой  душѣ  такт K i '  осуществлены,  въ  человѣкѣ  и  государстве,  и  составляете  пред-
 р а
 Д
 высшая
 какъ
 «
 р#»тг
 vu«
 l d
 ыѣ  До.аі Ыы,о  «  верховную  o  l  l  Г '  «лев,  мете  этики.  Да  и  съ  самаго  начала,  а  не  только  въ  концѣ
 нова  ѵченія  о  Д °  б р а '  В о г а  ЧЧМсть  Шато-  разговора  „Тимей",  заключающая)  въ.себѣ  ГІлатоново  ученіе  о
 О Л  ш 1 7 , Т і  '  Ф : , И К "'  ™ ™ П і е , ъ  психологіи.  природѣ,  видимомъ,  чувственномъ  мщЕ^)  Платонъ  указываете
 .
 "
 ход,,,-:,  Г  Г а -  Р  е  ™  П С 1 Т О Ш " "  "-'»»'»•.  пере-  на  этику,  какъ  на  цѣль  своего  ученія  о  нриродѣ.  (^то  онъ
 Д
          выражаете       такъ:    главному     действующему          лицу,    Тимею,      по-
          ставляется       Платономъ       задача,     чтобы     онъ,    говоря      о  сущ-
          ности     природы,       началъ      съ   происхожденія         міра     и   заклю-
          чилъ    бы    сущностью       человѣка,      психодогіею,      для   того,    чтобы
          происшедшіе        такимъ     образомъ      люди    стали     гражданами       госу-
          дарства,    явились    въ   той  средѣ,    гдѣ    осуществляется       идея   добра,
          какъ    предмете      этики.    Въ   этомъ     отношеніи      Платону       превос-

          ходно    замѣчаегъ      ГІроклъ,     неоплатоникъ       У   ст.  по   Р.   Хр.,   въ
          своемъ    комментаріи      на   „ Тимея   ",  что  правильное      устройство    го-
          сударства     есть   предмете      политики,      идея   же   добра    есть   пред-
          мете    этики    въ    тѣсномъ      смыслѣ;     а  потому     тщетно      ста ран іе
 какъ  и  у  Сократа,  на  знаніи;  следовательно  здѣсь  ужГесть
   317   318   319   320   321   322   323   324   325   326   327