Page 78 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 78

———— 62626262 ————

   ства, что преимущественно и остановило его на пути преобразованій. Къ тому
   же онъ теперь вполнѣ поддался мистицизму и видѣлъ въ своихъ преж­
   нихъ начинаніяхъ лишь суету и гордыню. Въ высшей степени любопыт­
   ное зрѣлище представляло въ это время общество: въ высшихъ его слояхъ
   распространялись мистицизмъ и увлеченіе католичествомъ, но страстью, охва­
   тившею въ это время всѣ классы общества, была ненависть къ иностранцамъ,
   раздутая войной. Вотъ въ это­то время люди консервативнаго лагеря и стали
   давать чувствовать свою власть и значеніе: они употребляли всѣ усилія, чтобы
   уничтожить либеральныя нововведенія, истребить, какъ они выражались, рево­
   люціонный и якобинскій духъ и вольнодумство, а подъ этимъ подразумѣва­
   лось уничтоженіе всего, что носило печать мысли.
        Такимъ образомъ реакція наступаетъ снова. Преобладающее значеніе въ
   гоеударствѣ получаетъ Аракчеевъ, прославившійся своею жестокостью; Маг­
   ницкій—попечитель казанскаго учебнаго округа и Руничъ — петербургскаго
   дѣлаютъ все, чтобы уничтожить образованіе, развитіе, чтобы подавить про­
   блескъ живой мысли. Имъ всюду чудились заговоры и революціи, и они изго­
   няютъ изученіе естествознанія, не дозволяютъ даже касаться вопросовъ о
   геологическомъ образованы земли; преподаваніе исторіи сводятъ на чтеніе
   четій­миней, философію и естественное право объявляютъ науками вредными,
   колеблющими тронь и церковь, въ политической экономіи запрещаютъ гово­
   рить о причинахъ умеяыненія и увеличенія богатствъ. Такая почва была бла­
   гопріятна для раснространенія съ одной стороны филантропическихъ обществъ,
   которыя приносили пользу отдѣльнымъ личностямъ, но не могли содѣйство­
   вать уничтоженію главнаго зла, съ другой библейскихъ обществъ, проникав­
   шихъ даже въ университеты и среднія учебныя заведенія. Распространеніе
   библейскихъ обществъ въ это время было такъ сильно, что ученики нѣкото­
   рыхъ заведеній устраивали христіанскія бесѣды, на которыхъ читали псалмы,
   разсуждали о догматахъ религіи и о жизни святыхъ людей, другіе устраи­
   вали библейскія общества для снабженія сверстниковъ книгами духо­внаго содер­
   ЖсІНІЯ.
        Вмѣстѣ съ реакціей усилились чиновничій формализмъ, гнетъ цензуры
   и беззастѣнчивое преслѣдованіе всѣхъ, кто моментально не облекся въ мун­
   диръ благонамѣренности. Руничъ съ наглою беззастѣнчивостью выкрикивалъ:
   «Горе книгамъ! Горе лжеумствованілмъ!» и съ товарищами, скроенными по
   своему образу и подобію, вытравлялъ жизнь и движеніе во всѣхъ сферахъ
   умственной дѣятельности.
        Подобное положеніе вещей распространяло ложь, изувѣрство, корысто­
   любіе и лицемѣріе. Идеальныя стремленія юношества, высшіе интересы, вы­
   званные гуманнымъ правленіемъ Александра I въ началѣ царствованія, быстро
   угасали во времена реакціи.
        Несмотря однако на неблагопріятныя условія нашей жизни, несмотря на
   реакцію, слѣдовавшую за каждымъ умственнымъ движеніемъ, небольшой кругъ
   людей, образовавшійся съ конца XVIII ст., оставался вѣренъ своимъ идеаламъ,
   умѣлъ сохранять искру Божію, продолжалъ свое саморазвитіе, культивировалъ
   стремленія къ общеевропейскимъ идеаламъ и любовь къ высшимъ интересамъ.
   Мы видимъ изъ различныхъ воспоминаній того времени, что многіе русскіе
   люди, несмотря на то, что образованіе ихъ было самое поверхностное, само­
   стоятельно проходятъ школу, которую можно назвать литературного. Некото­
   рые изъ нихъ очень рано знакомились съ произведеніямй знаменитѣйшихъ
   европейскихъ писателей и мыслителей, что съ одной стороны обогащало ихъ
   разнообразными свѣдѣніями, съ другой воспитывало вкусъ къ чтенію, разви­
   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83