Page 73 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 73

———— 57575757 ————

   была, вѣроятно, въ угоду тогдашнимъ сословнымъ предразсудкамъ;гвпрочемъ
   предмета этотъ былъ исключенъ изъ программы уже въ 1783 г. Болѣе всего
   вниманія обращено было на языки.      Обученіе иностраннымъ языкамъ было
   поручено иностранкамъ, но онѣ забрали въ свои руки почти все преподава­
   ніе, такъ что воспитанницы забывали далее свой родной языкъ.
        Начальству предписывалось внушать воспитанницамъ «всѣ правила доб­
   раго воспитанія, благонравія, свѣтскаго обхожденія, учтивости»; обращаться
   съ ними начальство обязано было безпристрастно и кротко, чтобы дѣвушки
   не привыкли ни «излишне важничать», ни «унылый видъ являть». Главнымъ
   средствомъ исправленія провинившихся служило пристыженіе воспитанницы
   въ присутствіи всего класса (одно изъ правилъ Локка). Не забыто было и
   домашнее рукодѣліе, шитье и хозяйство, при чемъ воспитанницы не только
   присутствовали въ кухнѣ, но вели счеты и выбирали съѣстные припасы.
   Чтобы привить свѣтскость, устраивали спектакли при непосредственномъ уча­
   стіи воспитанницъ, и особенное вниманіе обращено было на манеры дѣвицъ,
   на декламацію, на танцы и на французскій языкъ. Но состояніе учебной
   части, какъ видно изъ отчета коммиссіи народныхъ училищъ, оказалось весьма
   неудовлетворительнымъ.
        Учредители искренне желали воспитать новое поколѣніе съ болѣе гуман­
   ными принципами, съ болѣе культурными задатками, и для этого рѣшились
   удалить его отъ тлетворнаго вліянія невѣжественнаго общества. Нѣтъ пря­
   мыхъ указаній на то, что мысль о закрытыхъ заведеніяхъ была внушена
   Бецкому и Екатеринѣ кѣмъ нибудь изъ западныхъ писателей. Руссо въ Эмилѣ
   проповѣдывалъ необходимость изолировать воспитываемыхъ отъ испорченнаго
   современнаго общества, отъ современной ему цивилизаціи, развращающей умъ
   и сердце. Императрица хорошо была знакома съ произведеніями Руссо, но,
   какъ извѣстно, не любила ихъ: ей трудно было симпатизировать демократи­
   ческимъ идеаламъ Руссо. Но его громадная популярность, его презрѣніе къ
   современному обществу и желаніе изолировать отъ него своего питомца, все
   это не могло, хотя косвенно, не повліять на императрицу и Бецкаго.
        Главная ошибка этихъ закрытыхъ заведеній состояла въ томъ, что при
   ихъ основаніи было совершенно упущено изъ виду то обстоятельство, что эту
   «новую породу людей» будутъ воспитывать люди изъ того же испорченнаго,
   невѣжественнаго и суевѣрнаго общества. Хорошихъ воспитателей было тогда
   чрезвычайно мало, они вообще составляли рѣдкое исключеніе въ тогдашнемъ
   русскомъ обществѣ, да и ихъ трудно было привлечь и заставить посвятить
   себя воспитанно во вновь возникшихъ учрежденіяхъ. Между тѣмъ отчужденіе
   дѣтей отъ родителей наносило тяжкій вредь, усиливая рознь и       недоразумѣ­
   нія между старымъ и молодымъ поколѣніями. Воспитывая дѣтей вдали отъ
   общества, создавали людей, непригодныхъ впослѣдствіи для этого общества,
   но главный недостатокъ этихъ закрытыхъ заведеній заключался въ томъ, что
   родители все болѣе отвыкали отъ своихъ родительскихъ обязанностей, все
   болѣе пріучались полагаться въ воспитаніи на заботу правительства.
        Что­же касается собственно ннститутскаго воспитанія, то хотя отъ вре­
   мени до времени кое­что и измѣнялось къ лучшему въ программахъ обу­
   ченія и въ методахъ преподаванія, но характеръ ннститутскаго воспитанія и
   образованія прочно установился съ тѣхъ поръ и оставался однимъ и тѣмъ
   же до конца 60­хъ гг. нынѣшняго столѣтія, что мы увидимъ въ слѣдующей
   главѣ.
        Тѣмъ не менѣе воспитательныя идеи запада несомнѣнно просвѣщали
   русское общество или, лучше сказать, небольшую его часть, т. е. предста­
   68   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78