Page 72 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 72

— 56 —

   породы людей" были включены и нѣкоторыя особыя правила, хотя, можетъ
   быть, косвенно и заимствованныя съ запада, тѣмъ не менѣе на нихъ лежитъ
   печать личнаго характера и воззрѣній императрицы. Въ инструкціяхъ всѣхъ
   заведеній постоянно повторяется одно и тоже, вполнѣ справедливое, требованіе,
   чтобы у дѣтей не только былъ бодрый видъ, веселость, „вольныя дѣйствія
   души", но воспитателямъ и воспитательницамъ вмѣнялось въ обязанность,
   чтобы всѣ ихъ дѣйствія были не только „благоразумны и искусны", но и
   соединены съ кротостью, а „наипаче съ непринужденною веселостью". Лица,
   приставленныя къ дѣтямъ, чтобы не привести ихъ въ уныніе, должны были
   даже „скрывать отъ нихъ свои огорченія".      Однимъ словомъ, изъ всѣхъ ин­
   струкций и предписаній, какъ Екатерины, такъ и Бецкаго, мы видимъ, что
   они въ высшей степени важнымъ считаютъ „предотвращеніе у ребенка уны­
   лаго и грустнаго вида". Веселость характера, по замѣчанію Екатерины, по­
   могаетъ сближенію людей между собою и должна быть потребностью здоро­
   ваго человѣка. Бодрый и веселый видъ человѣка, по ея мнѣнію, производить
   пріятное впечатлѣніе въ обществѣ и въ свѣтѣ, а все, что касалось этой сто­
   роны дѣла, особенно было принято во вниманіе при воспитаніи дѣвицъ въ
   первомъ институтѣ. Однако изъ инструкцій, данныхъ для воспитанія въ
   институтѣ, все же видно, что составители ихъ вовсе не задавались цѣлью
   развивать въ дѣвушкахъ любовь къ моднымъ туалетамъ и прическамъ, а
   кадетамъ такъ и вовсе было запрещено „завиваніе, пудры, помады и всѣ не
   кстатѣ уборы". Привѣтливости, вѣжливости, непринужденной учтивости, ве­
   селости, благородной осанкѣ Екатерина придавала огромное значеніе. Эти
   качества она разсчитывала развить посредствомъ пріученія дѣтей къ акку­
   ратности и обученія танцамъ. На аккуратность и чистоплотность женщинъ
   императрица обращала особенное вниманіе потому, что отсутствіемъ этихъ
   качествъ сильно страдало современное ей общество. Не смотря на стремлеиіе
   къ модамъ, роскоши, свѣтскости и. утонченности, въ домашнемъ быту даже
   самыхъ богатыхъ и знатныхъ женщинъ того времени, въ ихъ платьяхъ,
   бѣльѣ и туалетахъ, вездѣ проглядывали слѣды несказаннаго неряшества,
   грязи, сказывалось отсутствіе понятій о самой элементарной опрятности. Что же
   касается танцевъ, то обученіе имъ началось у насъ еще при Петрѣ Вели­
   комъ и сдѣлалось теперь самою существенною частью воспитанія не только
   женскаго, но и мужскаго.
        На воспитаніе дѣвушекъ въ Смольномъ было обращено особенное вни­
   маніе. Императрица смотрѣла на института, какъ на разсадникъ будущихъ
   матерей и воспитательницъ молодаго поколѣнія. По уставу Бецкаго, воспитан­
   ницы раздѣлялись на четыре возраста, и каждая изъ нихъ, поступая въ инсти­
   тута не старше 6­ти лѣтъ, должна была пробыть въ заведеній не менѣе 12 л.
   За все время воспитанія воспитанницы не должны были имѣть близкаго обще­
   нія съ инымъ міромъ, кромѣ своего институтскаго. Видаться съ родителями и
   и родственниками онѣ могли не иначе, какъ въ назначенные для этого дни и
   притомъ въ присутствіи институтскаго начальства.
         Хотя учебныхъ предметовъ по количеству введено было весьма доста­
   точно, но ихъ объемъ и содержаніе были въ высшей степени поверхностны
   и ничтожны. Ариѳметикѣ предписано было, обучать настолько, на сколько это
   необходимо въ домашней экономіи, т. е. первымъ четыремъ правиламъ; пре­
   подаваніе исторіи тоже, вѣроятно, ограничивалось неыногимъ; но любопытнѣе
   всего то, что для 3­го возраста (отъ 12 до 15 л.) были введены такіе пред­
   меты, какъ архитектура, геральдика и опытная физика. Геральдика должна
   была знакомить съ гербами важнѣйшихъ дворянскихъ фамилій и введена
   67   68   69   70   71   72   73   74   75   76   77