Page 75 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 75
59 —
лахъ тѣлесныя наказанія и обратила вниманіе на то, чтобы въ нихъ на
блюдали за опрятностію и чистотою воздуха. Но Приказы Общественнаго
Призрѣнія дѣйствовали медленно и открывали весьма малое количество
школъ и училищъ для народа: обученіе въ школахъ шло весьма плохо, такъ
какъ чувствовался сильный недостатокъ въ учёбникахъ и хорошихъ учите
ляхъ. Тогда императрица рѣшилась на важную мѣру: для болѣе быстраго
распространенія образованія и утвержденія его на прочныхъ началахъ, обра
зована была въ 1782 г. особая Коммиссія, задача которой состояла въ при
готовлепіи хорошихъ учебныхъ книгъ, въ образованіи способныхъ и надеж,
ныхъ преподавателей и въ устройствѣ народныхъ училищъ, на основаніи
современныхъ педагогическихъ началъ.
Но въ концѣ своего царствованія императрица прекратила свою рефор
маторскую дѣятелъность и даже стала преслѣдовать людей, проводившихъ
идеи, которыя свободно распространялись въ началѣ ея царствованія. Впро
чемъ, и въ то время, когда императрица сама содействовала распростране
нію западныхъ идей XVIII в., далеко не всѣ онѣ могли пустить у насъ
глубокіе корни; еще труднѣе было имъ получить у насъ практическое при
мѣненіе, такъ какъ для этого нужно было кореннымъ образомъ измѣнить
нашъ общественный строй. Не говоря уже о томъ, что часто даже развитые
и образованные русскіе люди того времени совершенно были неподготовлены
къ всестороннему пониманію и усвоенію идей, выработанныхъ западною
цивилизаціею, и нерѣдко принимались за изученіе энциклопедистовъ прямо
послѣ чтенія часослова или четьиминей, но нужно не забывать и того,
что нравы, обычаи и воззрѣнія русскихъ людей того времени совершенно
шли въ разрѣзъ съ идеалами, созданными философами ХѴТП в. Ерѣпостное
право со всѣмъ своимъ дикимъ произволомъ, запутанный канцелярскій
порядокъ въ судахъ, который давалъ возможность господству самаго воз
мутительнаго взяточничества, злоупотребленія во всѣхъ сферахъ деятель
ности, все это радикально противорѣчило идеаламъ мыслителей. При отсут
ствіи у насъ даже элементарнаго образованія, русское общество совсѣмъ не
было подготовлено къ воспринятію идей, сдѣлавшнхся на западѣ достояніемъ
интеллигенціи. Часто даже наиболѣе образованные русскіе люди весьма смутно
и своеобразно понимали тѣ книги, которыя они читали. Некоторые, начавъ
съ горячаго увлеченія философскими идеями и, въ концѣконцовъ, нѣсколько
понявъ ихъ смыслъ, сильно пугались и каялись въ своемъ первоначаль
номъ увлеченіи, какъ въ смертномъ грѣхѣ. Поэтомуто у громаднаго
большинства, при первомъ вѣяніи реакціи, быстро улетучился внѣшній на
летъ свободомыслія. Это бывало и позже: въ моменты наиболыпаго разцвѣта
у насъ свободомыслія очень многіе не искренно, а лишь изъ подражанія
выказываютъ свои либеральныя взгляды. Такъ было и тогда: вольнодумствуя,
многіе трусили, какъ бы изъза этого не поплатиться матеріально, зорко на
блюдая, не наступаетъ ли какая нибудь перемѣна въ правительственныхъ
мнѣніяхъ. И они не ошиблись въ разсчетѣ: правительство только въ теченіе
первой половины царствованія Екатерины II поощряло распространеніе въ
обществѣ новыхъ философскихъ идей, а затѣмъ императрица начинаетъ въ
этомъ отношеніи постепенно сдерживать своихъ подданныхъ и выказываетъ,
наконецъ, явную подозрительность, нерасположеніе, даже гнѣвъ къ слишкомъ
ревностнымъ, по ея мнѣнію, послѣдователямъ идей, которыя она еще такъ
недавно поощряла. Честолюбивые замыслы, заботы объ округленіи границъ,
постоянныя войны, наконецъ, внутреннія народныя смуты, какъ напр. бунтъ
Пугачева, и множество другихъ причинъ во многомъ измѣнили взгляды им