Page 79 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 79

———— 63636363 ————

   вало понятія, совершенно противоположный тѣмъ, которыя могла воспитать
   русская действительность.    Конечно,   такое чтеніе,  безъ предварительной
   научной подготовки, при неблагопріятныхъ условіяхъ общественной жизни,
   безъ возможности откровенно высказать мнѣніе о прочитанномъ, безъ воз­
   можности проводить въ жизнь, примѣнять на дѣлѣ тѣ или другіе идеалы
   и принципы, мало воспитывало для самостоятельнаго умственнаго труда,
   но это не помѣшало нѣсколькимъ русскимъ людямъ стоять въ уровень съ
   европейскими понятіями. Вотъ     изъ этихъ­то людей, нерѣдко работавшихъ
   исключительно въ тиши своего кабинета, или непосредственно подъ ихъ влія­
   ніемъ, создавались дѣятели, приносившіе громадную пользу, какъ на каѳедрѣ,
   такъ и въ литературѣ, изумлявшіе своихъ срвременниковъ размѣрами своего даро­
   ванія, силою своихъ убѣжденій, своимъ безкорыстнымъ энтузіазмомъ, обшир­
   ностью своихъ познаній, глубиною и гуманностью своихъ воззрѣній, безко­
   рыстнымъ служеніемъ на пользу общества. Непосредственно подъ ихъ влія­
   ніемъ, отъ времени до времени образовывался кружокъ людей, вносившихъ
   въ общество понятія о позорѣ крѣпостничества, о необходимости сочувствія
   меньшей братіи; они выясняли общественные недостатки, указывали средства
   для борьбы противъ нихъ. Эти люди подготовляли почву для крестьянской и .
   судебной реформы, будили мысль, жажду знаній, возбуждали стремленіе къ
   распространенію просвѣщенія, къ болѣе здравому пониманію общественныхъ
   отношеній, къ распространенію общеевропейскихъ идеаловъ, имѣли, наконецъ,
   громадное вліяніе даже на лучшихъ представителей нашей литературы и
   дѣятелей во всѣхъ сферахъ умственнаго труда.
        Кромѣ французскихъ просвѣтительныхъ идей, у насъ становится въ это
   время замѣтнымъ вліяніе англійской и нѣмецкой литературы и науки. Это
   вліяніе отразилось въ нашей литературѣ подражаніемъ Шекспиру, Вальтеръ­
   Скоту и Байрону, а также и тѣмъ еще, что наиболѣе просвѣщенные и живые
   русскіе люди познакомились съ великими англійскими писателями и съ поли­
   тико­экономическими и политическими теоріями англійскихъ ученыхъ, какъ
   Адамъ Смитъ, Бентамъ и др. Нѣмецкая иоэзія и философія вліяли еще силь­
   нѣе: въ русское общество мало­по­малу проникаетъ философія Канта и Шел­
   линга и многіе зачитываются произведеніями Гёте и Шиллера.
        Такимъ образомъ образованный русскіе люди первой половины XIX в.
   черпали свои знанія, развитіе и идеи преимущественно изъ европейскихъ
   источниковъ. Литература наша, въ лицѣ ея лучшихъ представителей, какъ
   Карамзинъ, Жуковскій, Батюшковъ, Крыловъ, Грибоѣдовъ,         Пушкинъ, Лер­
   монтовъ и др., дѣйствительно шла впередъ, облагораживала чувства, смягчала
   грубость и дикость нравовъ, постепенно распространяла гуманные принципы,
   дѣлалась достояніемъ все болѣе широкаго круга, тѣмъ не менѣе она все еще
   чрезвычайно мало и весьма неопредѣленно касалась недуговъ нашего обще­
   ства, весьма рѣдко затрогивала интересы народа (сплошь и рядомъ по при­
   чинамъ, отъ нея независящимъ), а вслѣдствіе этого не создавала и опредѣ­
   ленныхъ общественныхъ идеаловъ, которыми бы могло руководиться русское
   общество.
        Послѣ 1825 г. реакція усилилась. Люди съ стойкими убѣжденіями за­
   сѣли въ свои кабинеты, менѣе стойкіе опять явились раболѣпными искате­­
   лями теплыхъ мѣстечекъ и свои взгляды и воззрѣнія настраивали въ унисонъ
   съ господствующимъ теченіемъ. Послѣдствіемъ такого режима было чрезвы­
   чайное усиленіе бюрократіи, съ ея канцелярскими тайнами, недоступными
   суду критики и общественнаго мнѣнія. Безконтрольность чиновничества и его
   размноженіе повело къ неслыханному взяточничеству и нравственному растлѣнію.
   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84