Page 81 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 81
— 65 —
вѣческаго сердца, съ необычайно тонкимъ анализомъ, съ безпощаднымъ ху
дожественнымъ юморомъ онъ создавалъ изумительно вѣрныя картины быта,
указывая темныя стороны нашей жизни, давалъ замечательно живые типы
русскихъ людей, изъ которыхъ многіе съ тѣхъ поръ сдѣлались нарицатель
ными именами.
Особенно ярко выступаютъ у знаменитаго сатирика два общественные
типа, наиболѣе въ то время распространенные, наиболѣе пользовавшіеся въ
обществѣ властью, значеніемъ и силою, т. е. чиновниковъ и помѣщиковъ.
Не смотря на разнообразіе характеровъ, типовъ и темпераментовъ, сатирикъ
изображаетъ почти всѣхъ ихъ непроходимыми и безцеремонными взяточни
ками; подчасъ взяточничество доходитъ у нихъ до наглости; типы чиновни
ковъ выступаютъ въ его произведеніяхъ съ высокомѣріемъ, соразмѣрнымъ съ
рангомъ каждаго изъ нихъ, со всѣмъ ихъ низкопоклонствомъ и мелкими плут
нями, вытекающими изъ пустоты жизни и прежде всего изъ отсутствія со
знанія общественнаго долга, съ вполнѣ сложившимися и давно укоренивши
мися взглядами на общественную должность, какъ на главную статью дохода
для личнаго обезпеченія.
Такъ же живо выхвачены изъ дѣйствительной жизни типы помѣщиковъ,
какими ихъ могла создать лишь крѣпостническая среда. Здѣсь выступаютъ то
безхитростно добродушные люди съ своимъ радушнынъ хлѣбосольствомъ,
вѣчною ѣдою вмѣсто всѣхъ развлеченій и трудовъ и съ своими дикими суе
вѣріями, то закорузлые скопидомы и плутоватые пріобрѣтатели, часто сан
тиментальные до приторности, то люди совсѣмъ не культурные, вполнѣ жи
вущіе по домостроевскимъ преданіямъ, то съ задатками размашистой русской
удали и ухорства, буйно безшабашные и назойливые; но на всѣхъ на нихъ,
какими бы своеобразными чертами характера они не отличались другъ отъ
друга, прежде всего лежитъ печать полнаго невѣжества, отсутствіе европей
ской культуры и какихъ бы то ни было идеальныхъ и духовныхъ стремленій,
отсутствіе облагораживающихъ умственныхъ, нравственныхъ и общественныхъ
интересовъ; всѣ они являются праздными, въ конецъ излѣнившимися, въ
полномъ смыслѣ слова русскими барами, русскими помещиками.
Съ Бѣлинскаго начинается настоящая критика въ русской литературѣ.
Этотъ писатель оставилъ въ ней глубокій, неизгладимый слѣдъ и имѣлъ самое
плодотворное воспитательное вліяніе. Онъ болѣе другихъ содѣйствовалъ раз
витие эстетическаго вкуса и критическаго направленія мысли. Много способ
ствовалъ онъ и развитію литературной школы, образовавшейся преимуще
ственно подъ вліяніемъ Гоголя.
Бѣлинскій ясно и опредѣленно указалъ на то, что каждый писатель
долженъ преслѣдовать не только художественную, но и общественную задачу;
выяснилъ, что искусство должно не служить празднымъ развлеченіемъ, а
являться выразителемъ существенныхъ интересовъ общества. Произведете
писателя, по его мнѣнію, должны облагораживать душу человѣка, все болѣе
разширять въ немъ интересъ къ ближнимъ, пробуждать общественные инстинкты
и стремленія къ безкорыстному служенію на благо общества, содѣйствовать
его нравственному и гражданскому усовершенствованно .
Бѣлинскій съ обычною энергіею и глубокимъ убѣжденіемъ высказывался
и по вопросамъ воспитанія: и тутъ насъ поражаетъ его тонкая наблюдатель
ность, его умныя, мѣткія и до сихъ поръ вѣрныя мысли и замѣчанія, кото
рыя, какъ и все у него, носятъ печать страстной любви къ человѣчеству и
къ своей родинѣ.
Орудіемъ и посредникомъ воспитанія, по его мнѣнію, должна быть