Page 82 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 82
———— 66666666 ————
любовь, а цѣлью его человѣчность (гуманность). Но любовь любви рознь. И
Простакова, говоритъ онъ, любила своего Митрофанушку, и Брутъ любвглъ
своихъ сыновей. „Любовь одна, а ея характеръ и проявленіе различны... Въ
первой есть только смыслъ, но нѣтъ никакой мысли, а во второй, кромѣ
смысла, есть еще и мысль. Чтобы развить любовь въ молодомъ сердцѣ, надо
заставить его полюбить чтонибудь, а это чтонибудь должно быть истиною,
мыслью". Такимъ образомъ любовь къ дѣтямъ должна проявляться не только
въ томъ, чтобы кормить и оберегать отъ болѣзней,—это эгоистическая, вред
ная и пошлая любовь, а въ томъ, чтобы развивать въ будущемъ человѣкѣ
благородныя стремленія ума и сердца, чтобы прививать облагораживающіе
душу инстинкты, расширять умственный кругозоръ, заставить полюбить
природу и человѣка, вдохнуть идеальныя стремленія, развить вкусъ къ изящ
ному, — послѣднее знаменитый критикъ совѣтуетъ дѣлать посредствомъ му
зыки, сильно вліяющей на дѣтей.
Воспитывать съ горячею любовью и прежде всего пробудить въ ребенкѣ
любовь — вотъ что Бѣлинскій считаете наиболѣе важнымъ въ воспитаніи. И
дѣйствительно, что можете быть выше, достойнѣе, существеннѣе этой задачи?
Эта идея всегда будетъ современна, пока существуете міръ.
Бѣлинскій о воспитаніи говоритъ весьма немного сравнительно съ тѣмъ,
что онъ высказалъ по другимъ вопросамъ, но то немногое, что онъ намѣтилъ,
прекрасно выясняется его критическими этюдами. Любовь и гуманность Бѣ
линскій ставитъ орудіемъ и посредникомъ воспитанія, но подъ этимъ под
разумеваются серьезныя нравственныя и общественныя требованія. Пробудить
любовь въ ребенкѣ, по понятію Бѣлинскаго, значитъ пробудить любовь къ
ближнему, а слѣдовательно, прежде всего, къ своему товарищу. Въ то же
время, не покладая рукъ, слѣдуетъ постоянно расширять кругъ деятельности^
сердца дитяти. Интересъ къ сверстнику, если онъ возбужденъ, породите въ
дитяти стремленіе помогать своимъ товарищамъ въ школѣ, принимать къ
сердцу ихъ интересы, заставите его впослѣдствіи стремиться устроить не
только личное благосостояніе, но думать и о счастьѣ ближняго.
Подъ человѣчностью Бѣлинскій понимаетъ „ живое соединеніе въ одномъ
лицѣ тѣхъ общихъ элементовъ духа, которые равно необходимы для всякаго
человѣка, какой бы онъ ни былъ націи, какого бы онъ ни былъ званія, со
стоянія, въ какомъ бы возрастѣ ж,изни и при какихъ бы обстоятельствахъ ни
находился, —тѣхъ общихъ элементовъ, которые должны составлять его внут
реннюю жизнь, его драгоцѣннѣйшее сокровище, и безъ которыхъ онъ не
человѣкъ. Подъ этими общими элементами духа мы разумѣемъ доступность
всякому человѣческому чувству, всякой человѣческой мысли, смотря по глу
бокое™ натуры и степени образованія каждаго".
Заложить впервые въ сердце человѣка сѣмена любви и человѣчности —
священная обязанность родителей: „на родителяхъ, на однихъ родителяхъ",
говоритъ Бѣлинскій, „лежите священнѣйшая обязанность сдѣлать своихъ
дѣтей человѣками; обязанность же учебныхъ заведеній — сдѣлать ихъ учеными,
гражданами, членами государства на всѣхъ его ступеняхъ".
Бѣлинскій такъ же, какъ и лучшіе современные педагоги, смотрите на
воспитаніе, если только оно основано на гуманныхъ началахъ, какъ на мо
гучее средство къ достиженію въ высшей степени благопріятныхъ результа
товъ для усовершенствованія человѣческаго рода: „разумное воспитаніе", го
воритъ онъ, „и злаго по натурѣ дѣлаета или менѣе злымъ, или даже и доб
рымъ, развиваетъ до извѣстной степени самыя тупыя способности и по воз
можности очеловѣчиваетъ самую ограниченную и мелкую натуру".