Page 80 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 80

———— 64646464 ————

        Съ николаевской эпохи университета, литература и журналистика ста­
   новятся въ русскомъ обществѣ главными органами развитія мысли. Причина
   этого явленія преимущественно заключается въ томъ, что мысль въ русскомъ
   обществѣ уже пробудилась, между тѣмъ путепіествія заграницу, выписка
   иностранныхъ книгъ были теперь затруднены. Высшіе классы общества пре­
   небрежительно относились къ университетскому образованію, но западныя
   идеи и русская литература уже настолько, умственно пробудили средній
   классъ нашего общества, что онъ болѣе другихъ началъ стремиться къ обра­
   зованію и развитие На университеты люди средняго круга постепенно начинаютъ
   смотрѣть, какъ на единственные центры просвѣщенія, въ которыхъ возможно
   получить хотя какое нибудь образовадіе. Стремленіе огромнаго класса людей
   въ университеты въ скоромъ времени сказалось улучшеніемъ преподаванія
   въ нихъ. Теперь просвѣщенные русскіе люди все болѣе начинаютъ стре­
   миться къ каѳедрѣ. Вообще въ послѣдующій періодъ времени нашего раз­
   витія движеніе русской мысли уже исходитъ изъ университетовъ, группи­
   руется около нихъ, такъ или иначе тѣсно связано съ ними.
        Такимъ образомъ съ конца 30­хъ г. происходитъ 'перемѣщеніе центра
   умственнаго движенія изъ одного класса общества въ другой: прежде все,
   что было наиболѣе интеллигентнаго и мыслящаго, тянулось въ высшій слой
   общества, такъ какъ онъ не только задавалъ тонъ жизни, но среди него
   были и наиболѣе развитые люди; теперь своимъ развитіемъ и образованіемъ
   сталъ выдвигаться средній классъ, а умственные интересы высшихъ слоевъ
   начинаютъ все болѣе слабѣть.
        Кромѣ университетовъ, главнымъ орудіемъ русскаго просвѣщенія дѣла­
   ются журналистика и литература. Въ литературѣ одинъ за другимъ про
   должаютъ дѣйствовать и появляться крупные таланты.
        Наибольшее значеніе на пути общественнаго развитія, распространенія
   новыхъ общественныхъ понятій, усиленія самосознанія и прогресса—были
   Гоголь и Бѣлинскій. Оба эти писателя имѣли громадное нравственное влія­
   ніе, дали толчекъ движенію и совершенно новому направленію мысли, утвер­
   дили наконецъ за литературой признаніе ея великаго общественнаго и нрав­
   ственнаго значенія, указали ей ея настоящее мѣсто и цѣль, къ которой она
   должна стремиться. Этимъ двумъ писателямъ русская литература болѣе всего
   обязана тѣмъ, что съ этихъ поръ она дѣлается истинною выразительницею
   потребностей всѣхъ классовъ общества; они болѣе другихъ писателей указали
   своимъ послѣдователямъ необходимость изображать жизнь народа со всѣми
   его радостями, скорбями и страстями, съ его добродѣтелями, пороками и
   заблужденіями, необходимость бичевать злоупотребленія, подтачивающія го­
   сударственный организмъ, выяснять ихъ причины и указывать способы для
   ихъ уничтоженія, намѣчая лучшія стремленія небольшой группы людей, не­
   обходимость неустанно идти съ нею рука объ руку по пути умственнаго
   и общественнаго прогресса и самоусовершенствованія. Вотъ почему тотъ и
   другой писатель имѣли громадное значеніе въ литературѣ, прямо или кос­
   венно повліяли на всѣ сферы воспитательной и умственной дѣятельности.
        Гоголь не совсѣмъ сознательно относился къ создаваемымъ имъ художе­
   ственнымъ образамъ, но великій его талантъ далъ возможность ему, лучше
   чѣмъ кому бы то ни было, подмѣтить всю пошлость русскаго человѣка.
   Хотя Гоголь по своему міросозерцанію и принадлежалъ къ чисто художествен­
   ной школѣ писателей, и лишь изумительная сила таланта, почти помимо
   его воли, вывела его на новый литературный путь, тѣмъ не менѣе его са­
   тира имѣла громадное общественное значеніе. Съ глубокимъ знаніемъ чело­
   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84   85