Page 76 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 76

———— 60606060 ————

   лератрицы. Страхъ, который навела на нее французская революція, вызвалъ
   въ государынѣ безотчетный ужасъ ко всѣмъ новымъ ученіямъ, идеямъ и сво­
   бодомыслию, въ какой бы теоретической формѣ онѣ ни 'высказывались. На­
   чалась реакція. Каждый,     мало­мальски интеллигентный человѣкъ,      теперь
   начинаетъ возбуждать подозрѣніе, получаетъ не безопасную кличку         «воль­
   теріанца», что сдѣлалось синонимомъ вольнодумца, безбожника и бунтовщика.
   Начались гоненія безъ разбора; подвергаются опалѣ и люди, увлекавшіеся
   гуманными идеями, прежде поощряемые самою императрицею, а часто даже
   и несочувствовавшіе взглядамъ Руссо и Вольтера.
        Такъ было и въ позднѣйшіе періоды ьнапіей исторической жизни: въ
   періоды правительственной реакціи моментально наступала реакція и въ
   обществѣ, и вчерашніе либералы, вольнодумцы и атеисты, съ перемѣною
   взглядовъ правительства,   сразу дѣлаются злѣйшими обскурантами. Импе­
   ратрица увлекалась чтеніемъ философовъ, — и русское общество бросилось
   ихъ читать; правительство перемѣнило свои взгляды, — и общество, какъ по
   мановенію волшебнаго жезла,      перемѣнило свой мундиръ. Такіе моменты
   нашей жизни краснорѣчиво говорятъ о томъ, что русское общество не
   имѣетъ никакой привычки жить самостоятельною мыслью и умомъ. Однако,
   не смотря на періодическія гоненія, новыя идеи и взгляды все же кому
   нибудь да западали въ душу и при новомъ, свободномъ вѣяніи снова распрост­
   ранялись, но несомнѣнно, что такіе скачки въ умственномъ развитіи русскаго
   общества были въ высшей степени губительны для прочнаго укорененія въ
   Россіи идей, давно усвоенныхъ западною интеллигенціею. Кстати замѣтимъ,
   что на отсутствіе самостоятельнаго мышленія и стойкости принцииовъ наши
   педагоги должны при воспитапіи обращать особенное вниманіе.
        Тѣмъ не менѣе умственное возбужденіе при Екатеринѣ II имѣло не­
   маловажное значеніе: съ тѣхъ поръ, хотя и среди неболыпаго круга людей,
   возникла мысль, что кромѣ обязанностей въ отношеніи къ своей семьѣ, суще­
   ствуютъ обязанности относительно отечества и общества, утвердилось понятіе,
   что въ жизни человѣка, кромѣ баловъ, визитовъ, картъ, объяденія и пошлыхъ
   кутежей, существуютъ развлеченія болѣе высшаго порядка. Кромѣ того въ
   воспитаніе нѣкоторыхъ семей внесены были гуманные принципы и болѣе
   раціональныя понятія о физическомъ развитіи дѣтей; при всемъ этомъ начало
   созрѣвать сознаніе необходимости образованія для простаго народа, и не только
   ради утилитарныхъ государственныхъ цѣлей, но и для нравственнаго и ум­
   ственпаго преуспѣянія всего общества. Въ то же время начинаетъ все болѣе
   и болѣе созрѣвать понятіе о необходимости отмѣны крѣпостнаго права.
   71   72   73   74   75   76   77   78   79   80   81