Page 76 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 76
———— 60606060 ————
лератрицы. Страхъ, который навела на нее французская революція, вызвалъ
въ государынѣ безотчетный ужасъ ко всѣмъ новымъ ученіямъ, идеямъ и сво
бодомыслию, въ какой бы теоретической формѣ онѣ ни 'высказывались. На
чалась реакція. Каждый, маломальски интеллигентный человѣкъ, теперь
начинаетъ возбуждать подозрѣніе, получаетъ не безопасную кличку «воль
теріанца», что сдѣлалось синонимомъ вольнодумца, безбожника и бунтовщика.
Начались гоненія безъ разбора; подвергаются опалѣ и люди, увлекавшіеся
гуманными идеями, прежде поощряемые самою императрицею, а часто даже
и несочувствовавшіе взглядамъ Руссо и Вольтера.
Такъ было и въ позднѣйшіе періоды ьнапіей исторической жизни: въ
періоды правительственной реакціи моментально наступала реакція и въ
обществѣ, и вчерашніе либералы, вольнодумцы и атеисты, съ перемѣною
взглядовъ правительства, сразу дѣлаются злѣйшими обскурантами. Импе
ратрица увлекалась чтеніемъ философовъ, — и русское общество бросилось
ихъ читать; правительство перемѣнило свои взгляды, — и общество, какъ по
мановенію волшебнаго жезла, перемѣнило свой мундиръ. Такіе моменты
нашей жизни краснорѣчиво говорятъ о томъ, что русское общество не
имѣетъ никакой привычки жить самостоятельною мыслью и умомъ. Однако,
не смотря на періодическія гоненія, новыя идеи и взгляды все же кому
нибудь да западали въ душу и при новомъ, свободномъ вѣяніи снова распрост
ранялись, но несомнѣнно, что такіе скачки въ умственномъ развитіи русскаго
общества были въ высшей степени губительны для прочнаго укорененія въ
Россіи идей, давно усвоенныхъ западною интеллигенціею. Кстати замѣтимъ,
что на отсутствіе самостоятельнаго мышленія и стойкости принцииовъ наши
педагоги должны при воспитапіи обращать особенное вниманіе.
Тѣмъ не менѣе умственное возбужденіе при Екатеринѣ II имѣло не
маловажное значеніе: съ тѣхъ поръ, хотя и среди неболыпаго круга людей,
возникла мысль, что кромѣ обязанностей въ отношеніи къ своей семьѣ, суще
ствуютъ обязанности относительно отечества и общества, утвердилось понятіе,
что въ жизни человѣка, кромѣ баловъ, визитовъ, картъ, объяденія и пошлыхъ
кутежей, существуютъ развлеченія болѣе высшаго порядка. Кромѣ того въ
воспитаніе нѣкоторыхъ семей внесены были гуманные принципы и болѣе
раціональныя понятія о физическомъ развитіи дѣтей; при всемъ этомъ начало
созрѣвать сознаніе необходимости образованія для простаго народа, и не только
ради утилитарныхъ государственныхъ цѣлей, но и для нравственнаго и ум
ственпаго преуспѣянія всего общества. Въ то же время начинаетъ все болѣе
и болѣе созрѣвать понятіе о необходимости отмѣны крѣпостнаго права.