Page 74 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 74
— 58 —
вителей интедлигенціи, и постепенно вносили сознаніе необходимости преоб
разованія школьнаго и семейнаго воспитанія. Хотя въ большинствѣ семей и
школъ, не только въ концѣ XVIII, но и въ первой половинѣ XIX в., глав
нымъ исправительнымъ средствомъ для провинившихся дѣтей служили тѣле
сныя наказанія, и гуманныя отношенія между воспитателями и дѣтьмн были
большою рѣдкостью, но заслуга воспитательныхъ идей запада была уже въ
томъ, что гуманныя понятія вошли съ тѣхъ поръ прочно въ сознаніе неболь
шаго круга русскихъ образованныхъ людей. Впервые въ это время обращено
было серьезное вниманіе и на физическое воспитаніе. Какую важность прида
вала императрица физическому воспитанно, видно изъ того, что по ея волѣ
Бецкій собралъ наставленія лучшихъ европейскихъ педагоговъ и вмѣстѣ съ
совѣтами доктора Саншеса привелъ ихъ въ нѣкоторую систему и издалъ
подъ заглавіемъ: «Физическія примѣчанія о воспитаніи дѣтей отъ рожденія до
юношества > .
По указу императрицы, это изданіе разослано было во множествѣ экзем
нляровъ по всѣмъ городамъ и присутственнымъ мѣстамъ съ тѣмъ, чтобы
оно сдѣлалось общедоступнымъ. Не оставлено безъ вниманія физическое во
спитаніе и въ уставахъ, данныхъ воспитательнымъ учрежденіямъ. Въ отдѣль
ныхъ главахъ говорится о пищѣ, о ея качествѣ и количествѣ, о кормилицахъ,
о помѣщеніи, объ одеждѣ, о столовой посудѣ, чистотѣ, постеляхъ, снѣ, о
необходимыхъ физическихъ упражненіяхъ. Впервые обращено было вниманіе
на игры дѣтей: „не вникающему въ сущность воспитанія", говорится при
этомъ, „покажется, что о всемъ этомъ не стоить и говорить; но опыты по
казываюсь, что забавы приносятъ ту пользу, что преклоняютъ къ чувствамъ
дружества, рождаютъ проворство, ловкость и по замысламъ въ играхъ откры
ваюсь природныя способности дѣтей, о чемъ воспитателямъ необходимо знать,
чтобы предвидѣть, къ чему кого должно употребить".
Понимая тѣсную связь между нравственнымъ воспитаніемъ и умствен
нымъ, императрица и Бецкій ставятъ первое несравненно выше втораго и
предписываютъ воспитателямъ обращать на него серьезное вниманіе. Вотъ
почему Екатерина и ея сотрудникъ такъ часто и такъ много распростра
няются о воспитаніи нравственномъ и сравнительно мало говорятъ объ обу
ченіи, но тамъ, гдѣ они говорятъ о немъ, они вездѣ стараются .вдохнуть
жизнь и оживленіе въ сухое преподаваніе и какъ можно болѣе облегчить
питомцевъ,—въ этомъ болѣе всего сказывается вліяніе Монтэня, Руссо и
особенно Локна.
Въ царствованіе Екатерины появляются и книги для дѣтскаго чтенія;
сама императрица писала для дѣтей; «Дѣтское чтеніе для сердца и разума»,
печатавшееся при „Московскихъ Вѣдомостяхъ", представляло въ то время пер
вый опытъ дѣтской журналистики; въ этомъ изданіи вмѣстѣ съ другими при
нималъ участіе Карамзинъ и его другъ Петровъ. Но всѣ произведенія для
дѣтей, какъ императрицы, такъ и другихъ писателей этого времени, отли
чаются черезчуръ нравоучительнымъ, назидательнымъ характёромъ.
Императрица Екатерина не оставила безъ вниманія и народнаго обра
зованія; она возложила попеченіе о немъ на вновь образованные приказы
Общественнаго Иризрѣнія и обязала ихъ заводить училища сначала въ го
родахъ, а потомъ и въ многолюдныхъ селеніяхъ для всѣхъ, кто добровольно
ножелаетъ учиться въ нихъ, «въ чемъ однако», говорить она, «никому не чи
нить принужденія, но отдать на волю родителей отдавать дѣтей въ школу
или оставлять дома>. Предоставивъ родителямъ полную свободу въ ученіи
своихъ дѣтей, императрица запретила вмѣстѣ съ тѣмъ употреблять въ шко