Page 74 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 74

— 58 —

   вителей интедлигенціи, и постепенно вносили сознаніе необходимости преоб­
   разованія школьнаго и семейнаго воспитанія. Хотя въ большинствѣ семей и
   школъ, не только въ концѣ XVIII, но и въ первой половинѣ XIX в., глав­
   нымъ исправительнымъ средствомъ для провинившихся дѣтей служили тѣле­
   сныя наказанія, и гуманныя отношенія между воспитателями и дѣтьмн были
   большою рѣдкостью, но заслуга воспитательныхъ идей запада была уже въ
   томъ, что гуманныя понятія вошли съ тѣхъ поръ прочно въ сознаніе неболь­
   шаго круга русскихъ образованныхъ людей. Впервые въ это время обращено
   было серьезное вниманіе и на физическое воспитаніе. Какую важность прида­
   вала императрица физическому воспитанно, видно изъ того, что по ея волѣ
   Бецкій собралъ наставленія лучшихъ европейскихъ педагоговъ и вмѣстѣ съ
   совѣтами доктора Саншеса привелъ ихъ въ нѣкоторую систему и издалъ
   подъ заглавіемъ: «Физическія примѣчанія о воспитаніи дѣтей отъ рожденія до
   юношества > .
        По указу императрицы, это изданіе разослано было во множествѣ экзем­
   нляровъ по всѣмъ городамъ и присутственнымъ мѣстамъ съ тѣмъ, чтобы
   оно сдѣлалось общедоступнымъ. Не оставлено безъ вниманія физическое во­
   спитаніе и въ уставахъ, данныхъ воспитательнымъ учрежденіямъ. Въ отдѣль­
   ныхъ главахъ говорится о пищѣ, о ея качествѣ и количествѣ, о кормилицахъ,
   о помѣщеніи, объ одеждѣ, о столовой посудѣ, чистотѣ, постеляхъ, снѣ, о
   необходимыхъ физическихъ упражненіяхъ. Впервые обращено было вниманіе
   на игры дѣтей: „не вникающему въ сущность воспитанія", говорится при
   этомъ, „покажется, что о всемъ этомъ не стоить и говорить; но опыты по­
   казываюсь, что забавы приносятъ ту пользу, что преклоняютъ къ чувствамъ
   дружества, рождаютъ проворство, ловкость и по замысламъ въ играхъ откры­
   ваюсь природныя способности дѣтей, о чемъ воспитателямъ необходимо знать,
   чтобы предвидѣть, къ чему кого должно употребить".
        Понимая тѣсную связь между нравственнымъ воспитаніемъ и умствен­
   нымъ, императрица и Бецкій ставятъ первое несравненно выше втораго и
   предписываютъ воспитателямъ обращать на него серьезное вниманіе. Вотъ
   почему Екатерина и ея сотрудникъ такъ часто и такъ много распростра­
   няются о воспитаніи нравственномъ и сравнительно мало говорятъ объ обу­
   ченіи, но тамъ, гдѣ они говорятъ о немъ, они вездѣ стараются .вдохнуть
   жизнь и оживленіе въ сухое преподаваніе и какъ можно болѣе облегчить
   питомцевъ,—въ этомъ болѣе всего сказывается вліяніе Монтэня, Руссо и
   особенно Локна.
        Въ царствованіе Екатерины появляются и книги для дѣтскаго чтенія;
   сама императрица писала для дѣтей; «Дѣтское чтеніе для сердца и разума»,
   печатавшееся при „Московскихъ Вѣдомостяхъ", представляло въ то время пер­
   вый опытъ дѣтской журналистики; въ этомъ изданіи вмѣстѣ съ другими при­
   нималъ участіе Карамзинъ и его другъ Петровъ. Но всѣ произведенія для
   дѣтей, какъ императрицы, такъ и другихъ писателей этого времени, отли­
   чаются черезчуръ нравоучительнымъ, назидательнымъ характёромъ.
        Императрица Екатерина не оставила безъ вниманія и народнаго обра­
   зованія; она возложила попеченіе о немъ на вновь образованные приказы
   Общественнаго Иризрѣнія и обязала ихъ заводить училища сначала въ го­
   родахъ, а потомъ и въ многолюдныхъ селеніяхъ для всѣхъ, кто добровольно
   ножелаетъ учиться въ нихъ, «въ чемъ однако», говорить она, «никому не чи­
   нить принужденія, но отдать на волю родителей отдавать дѣтей въ школу
   или оставлять дома>. Предоставивъ родителямъ полную свободу въ ученіи
   своихъ дѣтей, императрица запретила вмѣстѣ съ тѣмъ употреблять въ шко­
   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79