Page 77 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 77

ГлаваГлаваГлаваГлава V.V.V.V. ПерваяПерваяПерваяПервая половинаполовинаполовинаполовина ХІХ­гоХІХ­гоХІХ­гоХІХ­го вѣка.вѣка.вѣка.вѣка.


   Умственное движеніе общества въ началѣ царствованія Александра 1­го.—Вліяніѳ интеллигент­
   ныхъ кружвовъ и литературы на умственное развптіе русскаго общества.—Постепенное раз­
   витіе общественныхъ идеаловъ.—ІІоложеніе общества послѣ 1825 г.—Умственное движеніе
   сосредоточивается преимущественно въ ереднемъ класеѣ общества.—Вліяніе Гоголя и Бѣлин­
   скаго на развитіе общественныхъ и воепнтательныхъ идеаловъ.—Сороковые годы и вліяніе
   реакціи послѣ 1848 г.—Нравы русскаго общества.—Что видѣло вокругь подрастающее поколѣ­
   ніе.—Молодечество и нреклоненіе передъ физической силой.—Взяточничество.—Интриги изъ за
   власти.—Праздная жизнь помѣщиковъ.—Отсутствіе общественныхъ идеаловъ, долга л гуманныхъ
   пршщиповъ въ массѣ общества.—Люди высшаго и средняго сословія.—Развлеченія.—Воепита­
   ніе въ казенныхъ заведеніяхъ.—Характеръ инетптутекаго воепитанія. ­ Разладъ между старымъ
   и молодымъ поколѣніями усиливается. — Причина этого явленія.—Отсутствіе ледагогнческаго
   опыта.—Домашнее воспитаніе. —Все отъ дѣтей и ничего отъ родителей.—Господство родитель­
   скаго авторитета.—Раздоръ между супругами и его вліяніе на дѣтей.—Физическое, умствен­
   ное и нравственное военитаніе. — Тѣлееныя наказанія.—Характеръ обученія.—Отсутствіе на­
   блюдательности въ педагогахъ. — Креетьянскіе ребята, прислуга, гувернантки. — Ихъ вліяніе
                                на дѣтѳй того времени.

        Съ восшествіемъ на престолъ императора Александра I въ обществѣ
   снова началось умственное движеніе. Дѣятелями новаго царствованія явились
   люди, преданные новымъ общественнымъ идеямъ, преобразовавшимъ европей­
   скую жизнь. Въ первые годы царствованія этого государя издавались ;указы
   и произведены были реформы, носившія характеръ гуманности, справедли­
   вости, открытаго признапія недостатковъ прошлаго царствованія и жела­
   нія исправить ихъ. Почти каждый указъ уничтожалъ какую нибудь неспра­
   ведливость, насиліе, произволъ; однимъ изъ нихъ окончательно уничтожались
   пытки, другой освобождалъ изъ заточенія и ссылки множество невинныхъ
   людей. Хотя для уничтоженія крѣпостнаго права въ это царствованіе не было
   предпринято почти ничего рѣшительнаго, но правительствеяныя распоряже­
   нія этого времени клонились въ пользу крестьянъ и преслѣдовалось жестокое
   обращеніе съ ними. Въ высшей степени благодѣтельное вліяніе имѣло и то,
   что съ тѣхъ поръ въ лучшихъ и наиболѣе гуманныхъ представителяхъ рус­
   скаго общества прочно запала мысль о необходимости уничтоженія крѣпост­
   наго права.
        Образованіе стало снова двигаться впередъ; свобода печати не была
   дарована и въ это царствованіе, но весьма облегчена цензура книгъ. Не
   менѣе благопріятное вліяніе оказало и то, что литература и общество были
   призваны на обсужденіе нѣкоторыхъ общественныхъ вопросовъ, хотя, конечно,
   въ самыхъ скромныхъ размѣрахъ.
        Но либеральное направленіе скоро было подавлено. Послѣ войны съ фран­
   цузами, государь всего болѣе заботился о спокойствіи извнѣ и внутри государ­
   72   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82