Page 77 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 77
ГлаваГлаваГлаваГлава V.V.V.V. ПерваяПерваяПерваяПервая половинаполовинаполовинаполовина ХІХгоХІХгоХІХгоХІХго вѣка.вѣка.вѣка.вѣка.
Умственное движеніе общества въ началѣ царствованія Александра 1го.—Вліяніѳ интеллигент
ныхъ кружвовъ и литературы на умственное развптіе русскаго общества.—Постепенное раз
витіе общественныхъ идеаловъ.—ІІоложеніе общества послѣ 1825 г.—Умственное движеніе
сосредоточивается преимущественно въ ереднемъ класеѣ общества.—Вліяніе Гоголя и Бѣлин
скаго на развитіе общественныхъ и воепнтательныхъ идеаловъ.—Сороковые годы и вліяніе
реакціи послѣ 1848 г.—Нравы русскаго общества.—Что видѣло вокругь подрастающее поколѣ
ніе.—Молодечество и нреклоненіе передъ физической силой.—Взяточничество.—Интриги изъ за
власти.—Праздная жизнь помѣщиковъ.—Отсутствіе общественныхъ идеаловъ, долга л гуманныхъ
пршщиповъ въ массѣ общества.—Люди высшаго и средняго сословія.—Развлеченія.—Воепита
ніе въ казенныхъ заведеніяхъ.—Характеръ инетптутекаго воепитанія. Разладъ между старымъ
и молодымъ поколѣніями усиливается. — Причина этого явленія.—Отсутствіе ледагогнческаго
опыта.—Домашнее воспитаніе. —Все отъ дѣтей и ничего отъ родителей.—Господство родитель
скаго авторитета.—Раздоръ между супругами и его вліяніе на дѣтей.—Физическое, умствен
ное и нравственное военитаніе. — Тѣлееныя наказанія.—Характеръ обученія.—Отсутствіе на
блюдательности въ педагогахъ. — Креетьянскіе ребята, прислуга, гувернантки. — Ихъ вліяніе
на дѣтѳй того времени.
Съ восшествіемъ на престолъ императора Александра I въ обществѣ
снова началось умственное движеніе. Дѣятелями новаго царствованія явились
люди, преданные новымъ общественнымъ идеямъ, преобразовавшимъ европей
скую жизнь. Въ первые годы царствованія этого государя издавались ;указы
и произведены были реформы, носившія характеръ гуманности, справедли
вости, открытаго признапія недостатковъ прошлаго царствованія и жела
нія исправить ихъ. Почти каждый указъ уничтожалъ какую нибудь неспра
ведливость, насиліе, произволъ; однимъ изъ нихъ окончательно уничтожались
пытки, другой освобождалъ изъ заточенія и ссылки множество невинныхъ
людей. Хотя для уничтоженія крѣпостнаго права въ это царствованіе не было
предпринято почти ничего рѣшительнаго, но правительствеяныя распоряже
нія этого времени клонились въ пользу крестьянъ и преслѣдовалось жестокое
обращеніе съ ними. Въ высшей степени благодѣтельное вліяніе имѣло и то,
что съ тѣхъ поръ въ лучшихъ и наиболѣе гуманныхъ представителяхъ рус
скаго общества прочно запала мысль о необходимости уничтоженія крѣпост
наго права.
Образованіе стало снова двигаться впередъ; свобода печати не была
дарована и въ это царствованіе, но весьма облегчена цензура книгъ. Не
менѣе благопріятное вліяніе оказало и то, что литература и общество были
призваны на обсужденіе нѣкоторыхъ общественныхъ вопросовъ, хотя, конечно,
въ самыхъ скромныхъ размѣрахъ.
Но либеральное направленіе скоро было подавлено. Послѣ войны съ фран
цузами, государь всего болѣе заботился о спокойствіи извнѣ и внутри государ