Page 71 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 71

— 55 —

   указаніямъ, и она дала ему возможность осуществить ее на практикѣ и вы­
   казывала этой идеѣ самое горячее сочувствіе.
        Вслѣдствіе господствовавшихъ въ обществѣ предразсудиовъ, невѣжества,
   грубости и жестокости нравовъ рѣшено было совершенно изолировать уча­
   щихся обоего пола отъ міра и людей, чтобы такимъ образомъ избавить ихъ
   отъ вреднаго вліянія семьи и общества. Бецкій и императрица Екатерина
   думали, что такимъ путемъ гуманные и просвѣтительные принципы, безъ по­
   мѣхи и дурнаго примѣра извнѣ, глубже проникнуть въ души молодаго по­
   колѣнія, и что вслѣдствіе этого „новая порода людей" будетъ несравненно
   лучше, гуманнѣе и шенѣе заражена предразсудками, чѣмъ предъидущее по­
   колѣніе, что искусственная преграда убережетъ дѣтей отъ нравственнаго рас­
   тлѣнія и заразы современной семьи и общества, и что изъ молодаго поко­
   лѣнія, воспитаннаго на новыхъ, гуманныхъ началахъ и просвѣтительныхъ
   идеяхъ, создастся истинно новая, во всѣхъ отношеніяхъ болѣе порядочная
   порода людей. Этой искусственной преградой должны были явиться закрытия
   учебныя заведенія, гдѣ предполагалось держать дѣтей съ ранняго дѣтства до
   тѣхъ поръ, пока не созрѣетъ ихъ умъ, не сложатся ихъ привычки въ средѣ
   просвѣщенпой, гуманной, незараженной дикими предразсудками и невѣже­
   ственными нравами.     По этому плану былъ учрежденъ первый институтъ—
   „Общество для воспитанія благородныхъ дѣвицъ", или Смольный, съ мѣщан­
   скимъ отдѣленіемъ, и преобразованъ шляхетскій корпусъ.
        На воспитаніе дѣвицъ въ Смольномъ, въ первые годы его учрежденія,
   было обращено особенное вниманіе. Нѣкоторыя правила устава этого заве­
   денія заимствованы почти цѣликомъ изъ с.­сирскаго института (maisou royale),
   основаннаго въ 1686 году г­жею Ментенонъ. Но педагогическіе принципы и
   правила, которыми должны были руководиться всѣ вновь основанныя учебно­
   воспитательныя учрежденія, проникнуты были однимъ духомъ, одною общею
   идеею, исходящею отъ императрицы.
        Къ педагогической мысли —■ изолировать посредствомъ воспитанія одно
   поколѣніе отъ другаго —присоединялась у Бецкаго и другая важная полити­
   ческая задача: создать въ Россіи образованное среднее сословіе. Путешествуя
   на западѣ, Вецкій видѣлъ, какое нравственное и экономическое значеніе
   имѣло это сословіе. Въ то время, когда у насъ было собственно только два
   сословія — дворяне и крѣпостные, а совершенно невѣжественные купцы, мѣ­
   щане и ремесленники или смѣшивались съ крестьянскою массою, или по чи­
   новной лѣстницѣ выходили въ дворянское сословіе, во Франціи третье или
   среднее сословіе забирало въ свои руки общественное мнѣніе и готовилось
   овладѣть въ странѣ политическою властью. Этому недостатку, т. е. отсут­
   ствію третьяго сословія, задумалъ помочь Бецкій воспитательными мѣраии.
   Образовывать людей для средняго сословія предназначалось въ особенности
   воспитательнымъ домамъ, академіи художествъ, устроенныыъ по планамъ Бец­
   каго, и мѣщанскому училищу при Смольномъ.
        Въ инструкціяхъ и правилахъ, данныхъ новымъ учрежденіямъ, замѣтно
   сильное вліяніе западныхъ идей: вездѣ предписывается гуманное отношеніе
   къ дѣтямъ, вниманіе къ ихъ физическому развитію, видно желаніе до край­
   нихъ предѣловъ облегчить трудности ученья, — тутъ уже болѣе всего чув­
   ствуется вліяніе Монтэня и Локка, особенно у послѣдняго много заимство­
   вала высокая учредительница.
        Относительно женскаго образованія, какъ Екатерина, такъ и Бецкій,
   вполнѣ сходились съ мнѣніемъ Фенелона, Монтэня, Локка и Руссо, прида­
   вавшихъ обученію второстепенное значеніе. Но въ систему воспитанія „новой
   66   67   68   69   70   71   72   73   74   75   76