Page 66 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 66
— 50 —.
телей того времени смотрѣло на пріобрѣтеніе знанія, какъ на второстепенную
задачу воспитанія, выдвигая на первый планъ нравственное развитіе. Отчасти.
какъ мы уже указывали, это происходило оттого, что тогда еще не имѣли
понятія о необходимости равномѣрнаго развитія всѣхъ способностей человѣка,
отчасти потому, что пріобрѣтеніе знаній было сопряжено съ такими пытками,
что дѣйствительно могло гибельно отзываться на моральныхъ свойствахъ дитяти.
Развитіе педагогическихъ идей всегда шло рука объ руку, всегда было
въ самой тѣсной связи съ направленіемъ литературы и съ развитіемъ науки.
XVIII вѣкъ, вполнѣ справедливо названный философскимъ, былъ особенно бо
гатъ новыми взглядами и идеями во всѣхъ сферахъ умственной дѣятельности.
Мы совершенно вышли бы изъ границъ нашей программы, если бы остано
вились на замѣчательныхъ писателяхъ того времени хотя на столько, на
сколько мы рѣшили представить развитіе педагогическихъ идей, имѣя въ
виду въ нашей книгѣ преимущественно вопросы воспитанія; и потому здѣсь
мы только сгруппируемъ главныя идеи того времени, прямо или косвенно
вліявшія на обновленіе воспитанія.
Со времени реформации, на западѣ, вмѣстѣ съ педагогическими идеями,
усилилось распространеніе и философскихъ. Англія, ІПвейдарія и Нидер
ланды преимущественно были . родиной этихъ .идей;деренесенныя во Фран
цію, онѣ стали^распростаняться.ггд ш& Ёвропѣ. Главными ихъ проводни
ками во Фрадн.і^~біІли: Больтеръ, Монтескье, Даламберъ, Дидро и др.
,т" Отличительной чертой характера этой философіи было отрицаніе всего
тогдашняго европейскаго строя, религіозноцерковнаго, государственнополи
тическаго и общественнаго. Строй этотъ дѣйствительно обветшалъ, что обна
руживалось неограниченнымъ деспотизмомъ власти, грубымъ суевѣріемъ и
невѣжествомъ народа, нетерпимостью и жесточайшими преслѣдованіями,
страшною испорченностью нравовъ, даже открытымъ развратомъ въ высшихъ
классахъ общества, вопіющими злоупотребленіями, которыя никакими силами
невозможно было уничтожить при существующихъ порядкахъ, нестерпимымъ
угнетеніемъ слабаго, несправедливостью законовъ, фальшью и неравенствомъ
между людьми. Представители философскихъ идей въ беллетристическихъ и
философскихъ трактатахъ горячо обличали эти пороки и указывали, какъ
слѣдовало перереформировать этотъ обветшалый общественный строй, чтобы
сдѣлать людей болѣе нравственными, справедливыми и счастливыми.
Вотъ въ чемъ состоятъ ихъ главныя требованія:
1) Чтобы люди стремились вырабатывать естественнонаучное „натура
листическое" міросозерцаніе, которое содѣйствуетъ все большему и разно
стороннему изученію природы. Явленія природы порождали прежде ужасъ
и суевѣрный страхъ, — научное изслѣдованіе ихъ причинъ и слѣдствій должно
убѣдить въ ихъ естественной непреложности и послѣдовательности.
2) Необходимо изученіе человѣческой природы и внимательное наблюде
ние ея. По понятіямъ западныхъ мыслителей, какъ бы дурны ни были про
явленія человѣческой природы, она способна и должна идти къ совершен
ствованию: родъ человѣческій, хотя медленными шагами, но постоянно идетъ
впередъ по пути духовнаго развитія. Эти идеи вносили стремленіе къ нрав
ственному усовершенствованно молодаго поколѣнія, подавали надежду, что
оно, при правильномъ обученіи и гуманномъ воспитаніи, будетъ умнѣе, чест
нѣе и нравственнѣе своихъ предшественниковъ. Подобныя стремленія и по
нятія вызывали любовь, человѣколюбіе и милосердіе къ ближнимъ, побуждали
людей, усвоившихъ подобныя воззрѣнія, къ поступкамъ и дѣламъ, въ которыхъ
бы на дѣлѣ проявлялась любовь къ ближнему.