Page 64 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 64
———— 48484848 ————
Руссо, —отзывается холоднымъ, слишвомъ узкимъ эгоизмомъ и далеко не мо
жетъ быть идеаломъ современнаго воспитанія.
„Не тотъ человѣкъ дольше жилъ", говоритъ Руссо, „который можетъ
пасчитать больше годовъ жизни, а тотъ, кто больше чувствовалъ жизнь".
Истинно общественный человѣкъ дѣйствительно можетъ про себя сказать, что
онъ чувствовалъ жизнь: борьба и сопряженныя съ нею невзгоды, надежды и
разочарованія, смѣняющія другъ друга, гоненія за правду, все заставляете
его сильно чувствовать жизнь, но у Руссо, лишающаго своего питомца обще
ственныхъ треволненій и старающагося отвоевать ему счастье лишь на лич
ной почвѣ, такое разсужденіе отдаетъ лишь эникурействомъ.
Говоря о развитіи тѣхъ или другихъ способностей въ ребенкѣ, Руссо
проводитъ между ними слишвомъ рѣзкую границу, слишкомъ опредѣленно прі
. урочиваетъ ихъ къ извѣстному періоду, чего въ дѣйствительности не бываетъ.
.' До 10—12 лѣтъ Эмиль ростетъ на полной свободѣ, безъ всякаго обученія;
' но и съ этого возраста Руссо не допускаетъ систематическихъ занятій съ
ребенкомъ. Когда Эмилю исполнилось 15 лѣтъ, воспитатель говоритъ: „пора
обратиться къ его сердцу". Это пріурочиваніе силъ, склонностей и способ
ностей ребенка къ опредѣленному возрасту совершенно неправильно уже по
тому, что сама природа не ставитъ такихъ рѣзкихъ границъ въ развитіи ребенка
между однимъ й другимъ годомъ, и всѣ его физическія и моральныя силы
развиваются параллельно и въ связи другъ съ другомъ прогрессируютъ съ
большою постепенностью, если не встрѣчаютъ на своемъ пути искус.ствен
ныхъ преградъ. Вотъ почему современная педагогія считаетъ необходимымъ
вести равномѣрно развитіе всѣхъ способностей ребенка: физическій ростъ не
долженъ подавлять духа и наоборотъ. Вредно начинать развитіе какихъ бы то
ни было способностей ребенка преждевременно, вредно и запаздывать разви
тіемъ. Если о сердцѣ юноши начать впервые думать, когда ему исполнится
уже 15 лѣтъ, какъ это совѣтуетъ Руссо, если до тѣхъ поръ оно не давало
себя чувствовать, ничѣмъ не проявляло и не заявляло себя, если воспитатель
не обратилъ вниманія на такую аномалію, не имѣлъ случая или не нашелъ
необходимымъ прислушаться къ его біенію, оно и въ будущемъ не будетъ
откликаться на горе и страданіе ближняго, не возмутится неправдой, не въ
состояніи будетъ приходить въ волненіе при торжествѣ истины, добра и
правды, при созерцаніи великихъ красотъ природы, дивныхъ произведеній
искусства. Если нравственныя чувства такого субъекта начнутъ развивать
впервые лишь въ 15 лѣтъ, едвали онъ можетъ быть нравственнымъ и
полезнымъ членомъ общества. Но такое изолированіе отъ людей и жизни, въ
какое былъ поставленъ Эмиль, возможно только въ фантазіи; въ дѣйствитель
ности же, будетъ или нѣтъ воспитатель обращать вниманіе на развитіе сердца
своего питомца, оно болѣе или менѣе будетъ развиваться самостоятельно
вслѣдствіе столкновеній съ людьми. Тѣмъ не менѣе индифферентное отношеніе
воспитателя къ развитію чувствъ ребенка, искусственныя преграды, если онъ
будетъ ихъ ставить для задержки развитія, неумѣнье дать имъ надлежащее
направленіе—все это можетъ въ высшей степени вредно отозваться на буду
щей дѣятельности питомца и воспитаетъ изъ него человѣка односторонняя,
узкоэгоистичнаго.
Такъ же вредно отзывается нецѣлесообразное и слишкомъ позднее
умственное развитіе. Руссо говоритъ: «Эмиль и на 12 году своей жизни
едва ли будетъ знать, что такое книга». «Чтеніе—бичъ дѣтскаго возраста».
Мы уже не говоримъ о томъ, что такое позднее развитіе совершенно немыс
лимо унасъ, когда дѣти въ 10 лѣтъ должны имѣть уже довольно значительную