Page 62 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 62
— 46 —
носить страданія. „Страдать", говорить онъ, „вотъ чему онъ долженъ на
учиться прежде всего, и что болѣе всего ему пригодится".
„Эмиль" Руссо возбудилъ интересъ къ воспитанію даже въ такихъ лю
дяхъ, которые прежде никогда не думали о немъ, далъ громадный матеріалъ
для оживлениыхъ споровъ по этому поводу, вызвалъ въ обществѣ всѣхъ обра
зованныхъ странъ множество критическихъ этюдовъ и воспитательныхъ трак
татовъ,—все это вело къ выясненію сложныхъ вопросовъ воепитанія. Однимъ
словомъ, Эмиль пробуждалъ родительскія чувства, призывалъ родителей къ
чувству долга, вызывалъ привязанность къ дѣтямъ, послужилъ могучимъ ры
чагомъ для обновленія педагогической дѣятельности.
При воспитаніи дѣтей Руссо безусловно требовалъ любовнаго, ласковаго,
гуманнаго и заботливаго отношенія къ нимъ; наглядно доказывая, что про
тивуположное отношеніе пагубно вліяетъ на развитіе дѣтскаго харак
тера. Такимъ образомъ этотъ воспитательный трактатъ былъ самою могуще
ственною защитою и признаніемъ личности ребенка, самымъ краснорѣчивымъ
порицаніемъ гнета, откуда бы онъ ни исходилъ.
Грандіозный успѣхъ Эмиля объяснятся также и тѣмъ, что появленіе его
совпадало съ мечтами наиболѣе развитыхъ людей всѣхъ странъ сдѣлать изъ
молодаго поколѣнія все, что возможно лучшаго для измѣненія и обновленія
печальнаго современнаго строя. Особенно во Франціи были тогда заняты
вопросами воепитанія. Но въ то время, когда другіе излагали свои взгляды
на это дѣло сухо и догматично, Руссо изложилъ ихъ съ увлекательнымъ
краснорѣчіемъ и простотою, вдохнулъ жизнь въ сухія правила, по всему
произведенію разбросалъ множество вѣскихъ, глубокомысленныхъ разсужденій,
внесъ множество возвышенныхъ, облагораживающихъ понятій, смѣло выста
вилъ нравственное и умственное убожество знатныхъ людей, которое они
прикрываютъ лохмотьями своего тщеславія, утонченностію манеръ и безум
ною роскошью, въ смѣшномъ видѣ представилъ множество предразеудковъ,
заѣдающихъ жизнь. При этомъ Руссо заманчиво доказнвалъ, что въ мірѣ
нѣтъ труда лучше и возвышеннѣе воепитанія; отъ воспитателей онъ требо
валъ полнаго самоотреченія, обѣщая имъ за это достойную награду—воспи
тать настоящаго человѣка природы, который вознаградитъ воспитателя своимъ
полнымъ довѣріемъ и любовью даже въ тѣ критическіе, роковые моменты
жизни, когда молодые люди довѣряютъ только своему сердцу.
Руссо въ своемъ „Эмилѣ" не избѣжалъ и весьма крупныхъ недостатковъ
и ошибокъ. Эмиль—сирота. Руссо даетъ ему въ воспитатели лицо вымы
шленное, отвлеченное и заставляетъ этихъ двухъ людей жить лишь въ обще
ствѣ другъ друга, въ деревнѣ, вдали отъ города, отъ тлетворнаго вліянія
людей и пагубной цивилизаціи. Вслѣдствіе такой исключительности положе
нія, вся жизнь этихъ двухъ людей носитъ характеръ совершенно случайный
и искусственный: они сталкиваются съ людьми, когда авторъ находитъ нуж
нымъ показать тотъ или другой воспитательный пріемъ, высказать свое воз
зрѣніе на какое нибудь явленіе. Положеніе этихъ двухъ существъ, т. е. на
ставника и воспитанника, тоже изъ ряду вонъ исключительное. Воспитатель
беретъ чужаго ребенка на правахъ отца, остается съ нимъ всю жизнь не
разлучаясь, не имѣетъ другой жизни, другихъ интересовъ, кромѣ жизни и
интересовъ Эмиля, и потому является не человѣкомъ съ плотью и кровью,
а резонирующнмъ манекеномъ. Этотъ недостатокъ дѣлаетъ разсказъ искусст
веннымъ, дѣйствующія въ немъ лица страдаютъ отсутствіемъ естественности
и типичности. Но Руссо видимо не имѣетъ въ виду дать художественное
изображеніе героевъ своего произведенія, а лишь преслѣдуетъ возможно пол