Page 62 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 62

— 46 —

   носить страданія. „Страдать", говорить онъ, „вотъ чему онъ долженъ на­
   учиться прежде всего, и что болѣе всего ему пригодится".
        „Эмиль" Руссо возбудилъ интересъ къ воспитанію даже въ такихъ лю­
   дяхъ, которые прежде никогда не думали о немъ, далъ громадный матеріалъ
   для оживлениыхъ споровъ по этому поводу, вызвалъ въ обществѣ всѣхъ обра­
   зованныхъ странъ множество критическихъ этюдовъ и воспитательныхъ трак­
   татовъ,—все это вело къ выясненію сложныхъ вопросовъ воепитанія. Однимъ
   словомъ, Эмиль пробуждалъ родительскія чувства, призывалъ родителей къ
   чувству долга, вызывалъ привязанность къ дѣтямъ, послужилъ могучимъ ры­
   чагомъ для обновленія педагогической дѣятельности.
        При воспитаніи дѣтей Руссо безусловно требовалъ любовнаго, ласковаго,
   гуманнаго и заботливаго отношенія къ нимъ; наглядно доказывая, что про­
   тивуположное    отношеніе   пагубно вліяетъ на развитіе      дѣтскаго харак­
   тера. Такимъ образомъ этотъ воспитательный трактатъ былъ самою могуще­
   ственною защитою и признаніемъ личности ребенка, самымъ краснорѣчивымъ
   порицаніемъ гнета, откуда ­бы онъ ни ­исходилъ.
        Грандіозный успѣхъ Эмиля объяснятся также и тѣмъ, что появленіе его
   совпадало съ мечтами наиболѣе развитыхъ людей всѣхъ странъ сдѣлать изъ
   молодаго поколѣнія все, что возможно лучшаго для измѣненія и обновленія
   печальнаго современнаго строя. Особенно во Франціи были тогда заняты
   вопросами воепитанія. Но въ то время, когда другіе излагали свои взгляды
   на это дѣло сухо и догматично, Руссо изложилъ ихъ съ увлекательнымъ
   краснорѣчіемъ и простотою, вдохнулъ жизнь въ сухія правила, по всему
   произведенію разбросалъ множество вѣскихъ, глубокомысленныхъ разсужденій,
   внесъ множество возвышенныхъ, облагораживающихъ понятій, смѣло выста­
   вилъ нравственное и умственное убожество знатныхъ людей, которое они
   прикрываютъ лохмотьями своего тщеславія, утонченностію манеръ и безум­
   ною роскошью, въ смѣшномъ видѣ представилъ множество предразеудковъ,
   заѣдающихъ жизнь. При этомъ Руссо заманчиво доказнвалъ, что въ мірѣ
   нѣтъ труда лучше и возвышеннѣе воепитанія; отъ воспитателей онъ требо­
   валъ полнаго самоотреченія, обѣщая имъ за это достойную награду—воспи­
   тать настоящаго человѣка природы, который вознаградитъ воспитателя своимъ
   полнымъ довѣріемъ и любовью даже въ тѣ критическіе, роковые моменты
   жизни, когда молодые люди довѣряютъ только своему сердцу.
        Руссо въ своемъ „Эмилѣ" не избѣжалъ и весьма крупныхъ недостатковъ
   и ошибокъ. Эмиль—сирота. Руссо даетъ ему въ воспитатели лицо вымы­
   шленное, отвлеченное и заставляетъ этихъ двухъ людей жить лишь въ обще­
   ствѣ другъ друга, въ деревнѣ, вдали отъ города, отъ тлетворнаго вліянія
   людей и пагубной цивилизаціи. Вслѣдствіе такой исключительности положе­
   нія, вся жизнь этихъ двухъ людей носитъ характеръ совершенно случайный
   и искусственный: они сталкиваются съ людьми, когда авторъ находитъ нуж­
   нымъ показать тотъ или другой воспитательный пріемъ, высказать свое воз­
   зрѣніе на какое нибудь явленіе. Положеніе этихъ двухъ существъ, т. е. на­
   ставника и воспитанника, тоже изъ ряду вонъ исключительное. Воспитатель
   беретъ чужаго ребенка на правахъ отца, остается съ нимъ всю жизнь не
   разлучаясь, не имѣетъ другой жизни, другихъ интересовъ, кромѣ жизни и
   интересовъ Эмиля, и потому является не человѣкомъ съ плотью и кровью,
   а резонирующнмъ манекеномъ. Этотъ недостатокъ дѣлаетъ разсказъ искусст­
   веннымъ, дѣйствующія въ немъ лица страдаютъ отсутствіемъ естественности
   и типичности. Но Руссо видимо не имѣетъ въ виду дать художественное
   изображеніе героевъ своего произведенія, а лишь преслѣдуетъ возможно пол­
   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67