Page 57 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 57
__ 41 —
гія воззрѣнія Локка узки и противорѣчатъ широкимъ общечеловѣческимъ
идеаламъ современна™ воепитанія. Онъ желалъ сдѣлать изъ питомца не
только умственно и нравственно здороваго, но и вполнѣ свѣтскаго чело
вѣка. Такое воззрѣніе предполагаетъ возможность воепитанія лить для лю
дей высшихъ и зажиточныхъ классовъ, между тѣмъ задача современной
педагогіи заключается въ томъ, чтобы давать воспитавіе каждому, безъ раз
личія соціальнаго положенія. Вслѣдствіе этого современная педагогія не
обращаетъ вниманія на внѣшнюю выправку человѣка и на утонченность его
манеръ, а стремится къ всестороннему развитію физическихъ, нравственныхъ
и умственныхъ силъ дитяти, вовсе не заботясь о томъ, къ какому сословію
онъ принадлежитъ. Не смотря однако на означенные недостатки, педагоги
ческія идеи Локка имѣли большое вліяніе, какъ на теорію, такъ и на прак
тику воепитанія. Онъ основательно разработалъ теорію физическаго воепи
танія и высказалъ много вѣрнаго, дѣльнаго и глубокаго объ умственномъ
и нравственномъ воспитаніи вообще.
Идеалъ воспитапія Локка „mens sana in corpore sano" (здоровая душа
въ здоровомъ тѣлѣ). Этотъ принципъ, извѣстный гораздо раньше Локка, но
совершенно забытый во времена схоластики, былъ разработанъ этимъ мысли
телемъ съ большимъ знаніемъ дѣла. съ замѣчательною эрудиціею и, подкрѣп
ленный вѣскими доказательствами, съ тѣхъ поръ сдѣлался основнымъ поло
женіемъ воепитанія. На основаніи этого принципа, для развитія ребенка не
обходимы частыя прогулки на свѣжемъ воздухѣ, движеніе и тѣлесныя упраж
ненія, свободная, не слишкомъ теплая одежда, закаливаніе тѣла противъ внѣш
нихъ вліяній, правильный сонъ въ прохладной комнатѣ и не на слишкомъ
мягкой постели, устраненіе спиртныхъ и горячительныхъ напитковъ, а также
всякихъ прянностей и наркотическихъ веществъ въ пищѣ. Въ нравственномъ
отношеніи воспитаніе дѣтей должно начинаться очень рано, и съ первыхъ
лѣтъ дѣтства слѣдуетъ имѣть въ виду, что дѣти разумныя, самостоятельныя
существа, но это, по понятіямъ Локка, не исключаетъ строгаго повиновенія,
которое необходимо отъ нихъ требовать, такъ какъ только оно можетъ пове
сти ихъ къ пониманію истинной свободы. По мнѣнію Локка, при воспитаніи
прежде всего нужно имѣть въ виду развитіе въ ребенкѣ самообладанія и
самопожертвованія. Онъ горячо протестуетъ противъ суроваго режима въ
воспитаніи. „Побои и другіе роды рабскихъ наказаній", говоритъ онъ, „совер
шенно неумѣстны тамъ, гдѣ хотятъ воспитать благоразумныхъ, добрыхъ и
благородномыслящихъ людей, и поэтому ихъ должно употреблять въ самой
крайней нуждѣ, какъ нааримѣръ, за упорство или упрямство, когда тѣлес
ныя наказанія необходимы". Прослѣдивъ развитіе мыслей Локка, можно ска
зать съ увѣренностью, что, если бы онъ излагалъ ихъ независимо отъ зло
употребленій современнаго общества и не старался бы придать своему сочи
ненно практическаго значенія, тѣлесныя наказанія подверглись бы у него
полному остракизму. Но, имѣя въ виду практическую цѣль и зная, какое
значеніе воспитатели того времени придавали тѣлеснымъ наказаніямъ, онъ,
вѣроятно, рѣшился сдѣлать уступку господствовавшему обычаю въ видахъ
ослабленія существовавшихъ злоупотребленій.
Локкъ совѣтуетъ не оставлять безъ вниманія ошибокъ и дурныхъ склон
ностей, свойственныхъ дѣтскому возрасту, какъ наприм., сластолюбія, про
являющегося въ особенной страсти къ лакомствамъ, властолюбія, лжи и жад
ности, — всѣ эти склонности слѣдуетъ подавлять въ зародышѣ, пока они не
превратились въ пороки. Дѣтей слѣдуетъ воспитывать такъ, чтобы они рано
усвоили себѣ увѣренность въ томъ, что воспитатель предъявляетъ имъ тре