Page 53 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 53
———— 37373737 ————
.онъ, ради властей и друзей, не умалчивалъ о порокахъ своего времени,
какъ то обыкновенно : бываетъ, и не преувеличивалъ его достоинствъ изъ
любви къ отечеству или изъ вражды къ другимъ народамъ». Изученію есте
ствознанія придавали не менѣе значенія, такъ какъ оно помогаетъ прогрессу
въ жизни матеріальной, т. е. ведетъ къ усовершенствованіямъ промышленность,
торговлю и ремесла, обогащаетъ умъ знаніями, всесторонне развиваетъ и
возбуждаетъ духъ человѣка, укрѣпляетъ его мысль, даетъ здоровую пищу
воображенію, выясняетъ разнообразныя явленія природы и такимъ образомъ
уничтожаетъ суевѣрія, приносящія людямъ столько зла и вреда.
Идеи реформаціи благотворно отразились и на университетахъ, которые
съ тѣхъ поръ дѣлаются истинными убѣжищами просвѣщенія. Въ нихъ была
признана свобода учащихся, которые теперь могли, согласно своему призванію,
самостоятельно выбирать родъ умственной дѣятельности, требовать уваженія
къ своему человѣческому достоинству. Реформація наконецъ санкционировала
самостоятельность въ научныхъ изслѣдованіяхъ.
Вмѣстѣ съ этими реформами были улучшены и методы преподаванія:
самодѣятельность и свобода мышленія, положенная въ основу науки и обра
зованія, мало по малу уничтожили прежнее безсмысленное механическое зазу
бриваніе, умственную дрессировку, слѣпое подчиненіе авторитетамъ.
Вотъ какія идеи распространились на западѣ уже въ XVI вѣкѣ; изъ
Германіи онѣ проникли во Францію, Богемію, Швейцарію и Нидерланды. У
насъ же въ это время въ нравахъ общества во всей силѣ господствовали
Домострой, суевѣрія и невѣжество, а въ управленіи—произволъ и деспотизмъ.
Конечно и въ Германіи, и въ другихъ странахъ запада, куда проникли эти
идеи, онѣ не тотчасъ получали практическое примѣненіе. Въ періоды реакціи
и въ западныхъ государствахъ формализмъ и схоластика брали верхъ, ско
вывали мысль, тормозили прогрессивный !ходъ развитія знаній, но дѣло въ
томъ, что просвѣтительныя идеи на западѣ, даже при первомъ своемъ возник
новеніи, распространялись обыкновенно въ несравненно болыпемъ кругу людей,
чѣмъ у насъ. Во времена реакціи, распространеніе этихъ идей не оста
навливалось совершенно, а лишь несравненно медленнѣе подвигалось впередъ,
пока, при новыхъ условіяхъ жизни и при новыхъ реформахъ, онѣ не полу
чали права гражданства и не пускали въ жизнь глубокихъ корней. Такимъ
образомъ, тѣ идеи, которыя не могли быть примѣнены на практикѣ немед
ленно, все же оставались достояніемъ огромнаго класса образованныхъ людей,
и эти послѣдніе въ свою очередь могли постоянно усовершенствовать ихъ,
вносить въ жизнь многочисленна™ класса интеллигенции.
Въ XVII ст. Амосомъ Коменскимъ, этимъ Коперникомъ воспитанія, педа
гогика была построена на научныхъ основахъ,—вотъ потомуто его считаютъ
родоначальникомъ педагогической науки. Современное воспитаніе съ его идеа
лами, съ его наисущественнѣйшими и гуманнѣйшими принципами, даже ны
нѣшнія методики различныхъ предметовь школьнаго курса, все это до настоящей
минуты ни что иное, какъ развитіе и разработка основныхъ педагогическихъ
идей Амоса Коменскаго, этого величайшаго и геніальнѣйшаго педагога. Наи
крупнѣйшія мыслители педагогическаго міра не только XVII и ХѴШ ст., но
и болѣе позднѣйшаго времени, всѣ такъ или иначе пользовались и пользуются
величайшими идеями этого замѣчательнаго человѣка, заложенными въ основу
его безчисленныхъ сочиненій, черпали и черпаютъ изъ этой богатой сокро
вищницы глубокихъ педагогическихъ идеалоьъ, развивая ихъ согласно съ
своими взглядами и явленіями современной дѣйствительности. Всѣ основныя
начала современной педагогіи мы находимъ у Коменскаго, и большая часть