Page 55 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 55
— 39 —
не знаетъ, къ какому призванію готовить его провидѣніе. „Глупцы должны
быть воспитываемы, чтобы сколько нибудь уменьшить ихъ глупость; геніи же
особенно нуждаются въ руководствѣ и образованіи: они подобны плодонос
ному полю, которое, будучи оставлено безъ воздѣлыванія и заботь, тѣмъ
болѣе принесетъ плевелъ и терній. Богачи безъ мудрости—свиньи, откорм
ленный отрубями; бѣдняки безъ познаній напоминаютъ вьючныхъ ословъ,
красивый неучъ—все равно, что красивый попугай".
Вотъ главнѣйшіе принципы, положенные Коменскимъ въ основу воспи
танія: 1) воспитаніе человѣт должно быть сообразно съ его природой: если
отъ хорошаго садовника требуютъ, чтобы онъ, изучая дерево, зналъ и его
потребности, тѣмъ болѣе воспитатель долженъ изучить природу дитяти, которая
сложнѣе всякаго растенія, и уходъ за нимъ требуетъ несравненно болыпихъ
знаній, вниманія и такта. 2) Правила воспитаны не, создаются,—ихъ надо
искать въ человѣческой природѣ: воспитатель, подобно садовнику, сѣетъ сѣ
мена добра и знанія; садовникъ долженъ имѣть большую опытность въ своемъ
дѣлѣ, тѣмъ болѣе воспитатель долженъ изучить природу дитяти, чтобы его
посѣвъ оказался производительнымъ. 3) Живое стремленіе къ усовершенство
ваны лежитъ въ природѣ человѣка. Нѣтъ нужды принуждать птицу летать,
а рыбу плавать, онѣ сами будутъ это дѣлать; когда достаточно окрѣпнутъ
и когда имъ для этого не представляютъ никакихъ препятствій. Сѣмя, при
содѣйствіи тепла и влаги, само развивается, если ему не противодѣйствуютъ.
Такъ и человѣкъ: въ природѣ его заложены сѣмена добра и стремленіе къ
знанію, слѣдовательно задача воспитанія устранять препятствія къ развитію
умственному, нравственному и къ самоусовершенствованію, заложенныя въ
его природу, и споспѣшествовать ихъ развитію.
Изъ такихъ принциповъ воспитанія должны были вытекать и методы
воспитанія и обученія вполнѣ гуманныя и естественныя. Такъ какъ стремленіе
къ знанію, по понятіямъ Коменскаго, уже лежитъ въ природѣ человѣка, то
принудительное обученіе можетъ лишь повредить ему такъ же, какъ вредить
противная пища, возбуждая рвоту. При выборѣ предметовъ для обученія нужно
имѣть въ виду не только степень ихъ доступности, но и симпатію дѣтей къ
тому или другому занятію, его личное расположеніе къ нимъ. Обученіе, какъ
и пріобрѣтеніе всякаго знанія, должно возбуждать въ дѣтяхъ любознательность;
методы должны быть возбуждающими и реальными.
Первое, что должно имѣть въ виду, не только при обученіи въ школѣ,
но и при усвоеніи самыхъ элементарнѣйшихъ жизненныхъ знаній, начиная
съ самаго ранняго дѣтства,—постепенный переходъ отъ легкаго къ болѣе труд
ному, отъ извѣстныхъ, уже знакомыхъ дѣтямъ предметовъ, къ менѣе извѣст
нымъ и знакомымъ, отъ мыслей простыхъ и не сложныхъ, къ болѣе слооюнымъ
и менѣе простымъ, отъ мыслей о предметахъ видимыхъ къ отвлеченнымъ.
Прежде всего нужно направить ребенка на изученіе предметовъ окру
жающихъ, близкихъ къ нему, и затѣмъ уже обращать его вниманіе на пред
меты отдаленные. Это правило сдѣлалось • теперь главнѣйшимъ принципомъ
обученія, теперь оно стало общеизвѣстнымъ въ педагогіи, но въ тѣ времена
было совершенно ново.
Важное значеніе при обученіи имѣетъ своевременность. При этомъ Ка
менскій, какъ и всегда, беретъ примѣръ изъ окружающей природы: птица
не несетъ яйца зимою, когда холодъ сковываетъ всю природу, не несетъ его
лѣтомъ, когда жаръ все разслабляетъ, а также осенью, когда общая жизнен
ность убываетъ вмѣстѣ съ силою солнца, но несетъ его весною , когда солнце
даетъ всему жизнь и силу. Хорошій садовникъ зорко наблюдаетъ, чтобы