Page 51 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 51

— 35 —

   и даже народный театръ на Мойкѣ нодъ открытымъ небомъ. Во время рус­
   скихъ спектаклей на сценѣ шли комедіи и трагедіи Сумарокова, Княжнина,
   Фонъ­Визина, Лукина, и др. Итальянская опера тоже процвѣтала при Ека­
   теринѣ II, и на нее приглашали иностранныхъ знаменитостей. Знатныя дамы
   сильно увлекались итальянскими пѣвцами. Не смотря однако на обществен­
   ные театры, богатые люди, какъ мы уже знаемъ, держали у себя иногда очень
   болыш'я труппы актеровъ, пѣвцовъ и музыкантовъ изъ своихъ крѣпостныхъ.
   Объ отношеніи помѣщиковъ къ артистамъ изъ крѣпостныхъ мы уже говорили,
   здѣсь же мы хотимъ только сказать о страсти къ театру, господствовавшей
   въ это время въ обществѣ. Однако званіе артиста, если только онъ былъ
   изъ крѣпостныхъ, не давало ему права на уваженіе, и помѣщикъ, во время
   антракта, нерѣдко закатывалъ ему полновѣсныя оплеухи и сѣкъ розгами.
        Страсть къ театру доходила чуть не до помѣшательства. Въ домашнихъ
   спектакляхъ нерѣдко     принимали    участіе самыя знатныя лица и играли
   французскія комедіи и итальянскія оперетки вмѣстѣ съ иностранными акте­
   рами и актрисами. Не смотря однако на страсть къ театру, въ это время еще
   не выработалось здравыхъ понятій ни объ искусствѣ, ни о надлежащемъ отноше­
   ніи къ его представителямъ: съ одной стороны самыя знатныя лица появля­
   ются на театральныхъ подмосткахъ домашнихъ театровъ вмѣстѣ съ иностран­
   ными актерами, съ другой мы видимъ, что самое возмутительное обращеніе
   съ артистами изъ крѣпостныхъ никого не возмущаетъ. Такъ и страсть къ
   театру уживалась съ полнымъ отсутствіемъ вкуса, чутья и пониманія теат­
   ральной пьесы: публика болѣе всего приходила въ восторгъ, когда баба­яга
   ѣздила въ ступѣ, или когда на сценѣ появлялся медвѣдь. Свое одобреніе
   актеру присутствующіе выказывали тѣмъ, что бросали ему на сцену коше­
   лекъ съ деньгами, и самъ актеръ съ поклонами и шапкою расхаживалъ
   среди публики, собирая подачку. Не нравится игра,—и актера забрасываютъ
   гнилыми яблоками. Поведеніе публики во время представленія было въ такомъ
   же вкусѣ, и крѣпостническія замашки давали себя чуствовать на каждомъ
   шагу. Люди попроще держали себя смирно, богатые же и знатные громко
   разговаривали, безцеремонно выкрикивали свои замѣчанія, смѣялись во все
   горло. Въ театральныхъ сѣняхъ нерѣдко раздавались стоны кучера или
   лакея   надъ которыми производили экзекуцію. Все стихало только во время
   балета, когда всѣ, устремивъ вниманіе на сцену, боялись шелохнуться.
        Не смотря на страсть къ театральнымъ представленіямъ, положеніе
   артистовъ было во всѣхъ отношеніяхъ зависимое и тяжкое: актрисы стра­
   дали даже отъ преслѣдованія богатыхъ и знатныхъ.




















                                                                          з*з*з*з*
   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56