Page 48 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 48
———— 32323232 ————
вѣры въ ея всемогущество, то если балованный ребенокъ уже сильно прови
нился, розгою иногда наказывали не его, а двороваго мальчика, взятаго для
игры съ нимъ. Въ такихъ семьяхъ дѣти не боялись родителей, но бранили
ихъ непечатными словами, а въ злобѣ и гнѣвѣ пускали въ нихъ чѣмъ попало.
Такое воспитаніе доводило дѣтей до полнаго распутства еще въ очень ран
ніе годы; изъ такихъ семей выходили преимущественно недоросли, сорвиго
ловы и самодуры, люди, незнавшіе удержу рукамъ и грубымъ проявленіямъ
самыхъ пошлыхъ инстинвтовъ. Но что бы ни господствовало въ семьѣ, —
строгость или распущенность, на всѣхъ дѣтяхъ прежде всего гибельно отзы
валось вліяніе крѣпостнаго права. Хотя изъ многочисленнаго штата крѣпост
ныхъ нянюшекъ, мамокъ и дядекъ встрѣчалось немало натуръ добрыхъ и
самоотверженно преданныхъ своимъ питомцамъ, но все, что они могли для
нихъ сдѣлать, это внушить къ себѣ довѣріе, привязанность, возбудить лю
бовь. Это, конечно, была немаловажная заслуга въ эпоху, когда русская дей
ствительность возбуждала лишь дурныя чувства. При этомъ многія изъ маму
шекъ и нянюшекъ своими сказками, разсказами и пѣснямй поддерживали знаніе
живой русской рѣчи и интересъ къ народной поэзіи, вытѣсняемые все болѣе
моднымъ французскимъ язывомъ и пристрастіемъ ко всему французскому. Но
будучи невѣжественны и суевѣрны, онѣ не могли расширить умственный
горизонтъ своихъ питомцевъ. Еъ тому же жизнь помѣщиковъ сложилась такъ,
что среди черезчуръ обширной дѣвичьей, лакейской и многочисленныхъ това
рищей игръ изъ крѣпостныхъ дурные элементы несомнѣнно перевѣшивали хо
рошіе.
Въ воспитаніи того времени существовало два совершенно различныя
теченія: представители одного предпочитали правила допетровской старины,
очень туго и медленно подвигаясь впередъ по пути новшествъ, другое было
совершенно французское, ставившее фундаментомъ образованія и развитія
французскій языкъ, танцы, тонкость обращенія, изящество манеръ, умѣнье
одѣться со вкусомъ и по модѣ. Люди стариннаго покроя заботились только
о физическомъ здоровьѣ дѣтей, а средствомъ для достиженія его они считали
мягкіе пуховики, непомѣрно теплую одежду и ѣду, ѣду частую, почти еже
часную. «Лишь бы здоровъ былъ Иванушка да счастливъ, а умъ будетъ—
всему самъ научишься», приговаривали они. Сами невѣжественные, они не
могли приходить въ ужасъ отъ невѣжества своихъ дѣтей, —между ними хо
дила поговорка, оправдывающая ихъ невѣжество: «для дворянина—шпага,
для стряпчаго — перо, а грамота — для поповъ», — и оставляли дѣтей цѣлый
день рѣзвиться и проводить время, какъ имъ заблагоразсудится. Енигъ для
дѣтскаго чтенія тогда почти не существовало, грамотѣ начинали учить поздно,
слѣдовательно большую часть дня дѣти проводили на полной свободѣ: играли
въ чехарду, рѣзвились съ ребятами, крали у родителей лакомства изъ \кла
довыхъ, а иногда и бутылочкудругую вина, потягивая его вмѣстѣ съ това
рищами, безпрестанно бѣгали въ людскую, заслушиваясь скабрезныхъ }эаз
сказовъ, лазали по деревьямъ раззорять птичьи гнѣзда и на голубятню, дрес
сировали собаченокъ, носились по деревнѣ на лошадяхъ, распѣвая съ сверст
никами во все горло двусмысленныя пѣсни, зимою катались съ горъ съ дво
ровыми дѣвушками, пріучаясь къ сквернословію и непристойнымъ шуткамъ,
устраивали съ ними глупѣйшія игры и въ такомъ времяпрепроволиенін къ
14, 15 лѣтамъ теряли всякую здоровую любознательность, юношескую стыд
ливость, извращали умственныя и нравственныя склонности и стремленія и
совершенно развращались.
Учили тогда мало и плохо. Учителями русскаго языка у большинства