Page 48 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 48

———— 32323232 ————

   вѣры въ ея всемогущество, то если балованный ребенокъ уже сильно прови­
   нился, розгою иногда наказывали не его, а двороваго мальчика, взятаго для
   игры съ нимъ. Въ такихъ семьяхъ дѣти не боялись родителей, но бранили
   ихъ непечатными словами, а въ злобѣ и гнѣвѣ пускали въ нихъ чѣмъ попало.
   Такое воспитаніе доводило дѣтей до полнаго распутства еще въ очень ран­
   ніе годы; изъ такихъ семей выходили преимущественно недоросли, сорви­го­
   ловы и самодуры, люди, незнавшіе удержу рукамъ и грубымъ проявленіямъ
   самыхъ пошлыхъ инстинвтовъ.      Но что бы ни господствовало въ семьѣ, —
   строгость или распущенность, на всѣхъ дѣтяхъ прежде всего гибельно отзы­
   валось вліяніе крѣпостнаго права. Хотя изъ многочисленнаго штата крѣпост­
   ныхъ нянюшекъ, мамокъ и дядекъ встрѣчалось немало натуръ добрыхъ и
   самоотверженно преданныхъ своимъ питомцамъ, но все, что они могли для
   нихъ сдѣлать, это внушить къ себѣ довѣріе, привязанность, возбудить лю­
   бовь. Это, конечно, была немаловажная заслуга въ эпоху, когда русская дей­
   ствительность возбуждала лишь дурныя чувства. При этомъ многія изъ маму­
   шекъ и нянюшекъ своими сказками, разсказами и пѣснямй поддерживали знаніе
   живой русской рѣчи и интересъ къ народной поэзіи, вытѣсняемые все болѣе
   моднымъ французскимъ язывомъ и пристрастіемъ ко всему французскому. Но
   будучи невѣжественны и суевѣрны, онѣ не могли расширить умственный
   горизонтъ своихъ питомцевъ. Еъ тому же жизнь помѣщиковъ сложилась такъ,
   что среди черезчуръ обширной дѣвичьей, лакейской и многочисленныхъ това­
   рищей игръ изъ крѣпостныхъ дурные элементы несомнѣнно перевѣшивали хо­
   рошіе.
        Въ воспитаніи того времени существовало два совершенно различныя
   теченія: представители одного предпочитали правила допетровской старины,
   очень туго и медленно подвигаясь впередъ по пути новшествъ, другое было
   совершенно французское, ставившее фундаментомъ образованія и развитія
   французскій языкъ, танцы, тонкость обращенія, изящество манеръ, умѣнье
   одѣться со вкусомъ и по модѣ. Люди стариннаго покроя заботились только
   о физическомъ здоровьѣ дѣтей, а средствомъ для достиженія его они считали
   мягкіе пуховики, непомѣрно теплую одежду и ѣду, ѣду частую, почти еже­
   часную.  «Лишь бы здоровъ былъ Иванушка да счастливъ, а умъ будетъ—
   всему самъ научишься», приговаривали они. Сами невѣжественные, они не
   могли приходить въ ужасъ отъ невѣжества своихъ дѣтей, —между ними хо­
   дила поговорка, оправдывающая ихъ невѣжество:        «для дворянина—шпага,
   для стряпчаго — перо, а грамота — для поповъ», — и оставляли дѣтей цѣлый
   день рѣзвиться и проводить время, какъ имъ заблагоразсудится. Енигъ для
   дѣтскаго чтенія тогда почти не существовало, грамотѣ начинали учить поздно,
   слѣдовательно большую часть дня дѣти проводили на полной свободѣ: играли
   въ чехарду, рѣзвились съ ребятами, крали у родителей лакомства изъ \кла­
   довыхъ, а иногда и бутылочку­другую вина, потягивая его вмѣстѣ съ това­
   рищами, безпрестанно бѣгали въ людскую, заслушиваясь скабрезныхъ }эаз­
   сказовъ, лазали по деревьямъ раззорять птичьи гнѣзда и на голубятню, дрес­
   сировали собаченокъ, носились по деревнѣ на лошадяхъ, распѣвая съ сверст­
   никами во все горло двусмысленныя пѣсни, зимою катались съ горъ съ дво­
   ровыми дѣвушками, пріучаясь къ сквернословію и непристойнымъ шуткамъ,
   устраивали съ ними глупѣйшія игры и въ такомъ времяпрепроволиенін къ
   14, 15 лѣтамъ теряли всякую здоровую любознательность, юношескую стыд­
   ливость, извращали умственныя и нравственныя склонности и стремленія и
   совершенно развращались.
        Учили тогда мало и плохо. Учителями русскаго языка у большинства
   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53