Page 49 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 49

———— 33333333

    дворянъ (это была эра преимущественно дворянская, и правительство болѣе
    всего заботилось о дворянахъ) были дьячки, грамотные изъ дворовыхъ, от­
    ставные солдаты, выключенные семинаристы. Оттого и званіе учителя рав­
    нялось званію лакея. Выучивали читать и писать съ грѣхомъ пополамъ; чте­
    ніе преимущественно ограничивалось часословомъ и библіею; но въ первой
    половинѣ ХѴШ ст. было очень много совершенно безграмотныхъ дворянъ;
   во второй половинѣ этого столѣтія грамотность пошла успѣшнѣе вслѣдствіе
    учрежденія многихъ казенныхъ заведеній. Кромѣ вышеупомянутыхъ учителей
   въ городахъ существовали такъ называемые «мастера»; они учили у себя на
   дому чтенію и письму. Какъ они вели преподаваніе, мы видимъ на страни­
   цахъ журнала «И то, и сё»: «Училъ меня русской грамотѣ россійскій мастеру
   у котораго отъ утра и до вечера каждый день пропѣвалъ я: азъ, буки, вѣди
    и проч., какъ будто­бы по нотамъ, и кричалъ съ ребятами во весь голосъ, ибо
   въ нашемъ городѣ такое обыкновеніе, что крикъ отъ учениковъ можно услы­
   шать и въ другомъ приходѣ; отчего въ вечеру выходили мы отъ мастера
   такъ какъ шальные: раскричимъ себѣ головы, и кажемся добрымъ людямъ
   такими, которые недавно освободились отъ сильнаго угару».
         Иностранные языки, въ особенности французскій, съ каждымъ годомъ
   все болѣе входили въ моду при воспитаніи дѣтей.       Съ усиленіемъ запроса
   на французскій языкъ стали безъ разбора принимать къ себѣ въ домъ вся­
   кихъ проходимцевъ, лишь бы они были французы или сами считали себя
   таковыми. Кучера, лакеи, парикмахеры, всякій парижскій сбродъ наводнилъ
   теперь дворянскія семьи, выдавая себя за наставниковъ.     Въ необразованной
   семьѣ того времени, съ одной стороны преданной своимъ удовольствіямъ, съ
   другой занятой хозяйственными заботами о безконечныхъ заготовкахъ припа­
   совъ, никто не могъ контролировать этихъ воспитателей ни въ умственномъ,
   ни въ нравственномъ отношеніи. Они очень часто имѣли на русское юноше­
   ство самое безнравственное вліяніе, выучивали лишь французскому языку, а
   былъ и такой случай, что одинъ финляндецъ научилъ всю семью финскому
   языку, выдавая себя за француза.
        Хотя въ обществѣ сохранилось еще очень много стараго, но новыя вѣя­
   нія все болѣе давали себя чувствовать, а во второй половинѣ ХѴІП в. они
   получили рѣшительное преобладаніе. Въ это время уже большая часть рус­
   скаго общества, не только въ столицахъ, но даже и въ провинціи, стреми­
   лась давать дѣтяыъ свѣтское воспитаніе, фундаментомъ котораго былъ фран­
   цузскій языкъ, старалась поставить домъ на свѣтскую ногу, обучить всѣхъ
   домочадцевъ тонкому обращенію, научить дочерей умѣнью пѣть въ гости­
   ной чувствительные романсы, танцамъ и игрѣ на гитарѣ,—не даромъ поэты
   того времени не иначе изобразили дѣву, какъ съ арфою въ рукахъ. Дѣво­
   чекъ въ этомъ отношеніи начинали шпиговать и дрессировать съ самаго ран­
   няго дѣтства. Были такія искусныя гувернантки, которыя дѣвочку къ 9, 10
   годамъ умѣли совершенно превратить въ свѣтскую даму. Такое раннее обуче­
   ніе дѣвочекъ свѣтскости считали въ то время необходимымъ, такъ какъ въ
    12, 13 лѣтъ дѣвочка уже могла выходить замужъ, слѣдовательно она еще
   ранѣе должна была изучить искусство нравиться и плѣнять.
         Вотъ какъ одинъ писатель того времени характеризуетъ воспитаніе
   дѣвушки: „вмѣсто ученія на языкѣ россійскомъ, основанію закона Божія,
   вмѣсто правилъ нравственности, должностей дочери, должностей жены, матери,
   гражданки, хозяйки дому, учатъ дѣвицъ тотчасъ говорить, читать и писать
   ло французски. Едва преуспѣетъ дѣвушка столько въ ономъ языкѣ, что можетъ
   'понимать уже читаемое, какъ даютъ ей трагедіи и камедіи Расиновы и
   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54