Page 54 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 54

———— 38383838 ————

   ихъ была уже у него объяснена въ высшей степени точно, опредѣленно и
   ясно. Многія изъ его идей такъ глубоки, идеалы такъ        возвышенны, такъ
   трудны для выполненія, что большая часть ихъ и теперь еще остается безъ
   практическая примѣыенія.
        Его „Міръ въ картинахъ" имѣлъ безчасленное множество изданій на
   всевозможныхъ языкахъ. По приказанію Екатерины Великой въ 1788 г. онъ
   былъ переведешь и у насъ на русскій языкъ подъ названіемъ „Зрѣлище
   вселенныя", со множествомъ эстамповъ, къ сожалѣнію, очень плохихъ. Въ
   этомъ сочиненіи въ высшей степени рельефно былъ проведенъ принципъ
   наглядности, который еще только недавно окончательно получилъ у насъ
   право гражданства при элементарномъ обученіи.
        Задачею и основою воспитанія Коменскій (славянинъ по происхожденію,
   родился въ Моравіи въ 1592 г., умеръ въ 1671 г.) считаетъ нравственное
   развитіе. По его мнѣнію, конечная цѣль воспитанія—водвореніе царства Божія
   на землѣ, распространеніе любви и мира между людьми. Воспитывать ребенка
   слѣдуетъ, по его мнѣнію, съ перваго момента пробужденгя сознанія и при
  этомъ необходимо имѣть всегда въ виду небо и землю. Знаніе, даваемое ре­
   бенку въ дѣтствѣ и школѣ, должно быть вызвано потребностью окружающей
   жизни, а не фантазіей воспитателя, такъ какъ оно доллшо поясвять ему
  окружающую жизнь, но при знати слѣдуетъ всегда давать и пищу для сердца,
  необходимо воспитывать „Бога въ дугшь человѣка" . Добродѣтели, сдужащія
  фундаментомъ для развитія нравственной жизни,—благоразуміе, умѣренность,
  справедливость и сила воли. Пріучать ребенка къ добру слѣдуетъ гораздо
  ранѣе, чѣмъ въ немъ успѣютъ развиться порочныя склонности, с Материнская
  школа > —первая школа навыковъ.
        Благоразуміе является между прочимъ результатомъ хорошаго обу­
  ченія, когда указываютъ истинное различіе между предметами. Къ умѣрен­
  ности слѣдуетъ пріучать во время ѣды и питья, сна и бодрствованія, въ тру­
  дахъ и играхъ, въ рѣчахъ и поступкахъ. Силу воли слѣдуетъ развивать
  посредствомъ самообладанія: для этого необходимо учить побѣждать страсть
  не вовремя болтать и играть, обуздывать порывы гнѣва, нетерпѣнія, досады.
  Справедливыми питомцы дѣлаются тогда/когда за ними зорко блюдутъ, чтобы
  они никого не оскорбляли, но за каждымъ признавали его право, избѣгали
  бы лжи и коварства, всѣмъ оказывали бы вниманіе и услуги. Дѣтей слѣдуетъ
   воспитывать въ строгой дисциплинѣ, но она никоимъ образомъ не должна
  подавлять индивидуальность ребенка. Напротивъ слѣдуетъ обращать особенное
  вниманіе на развитіе личности ребенка и на складъ его характера. Для этого
  необходимо слѣдить за всѣми его поступками, вовремя останавливать, даже
  предупреждать каждое проявленіе безстыдства, злости, высокомѣрія и лѣни.
  Коменскій, считавшій основою воспитанія свободу и наигуманнѣйшіе принципы,
  находилъ необходимымъ дисциплину, особенно въ школѣ. Она должна быть
  направлена противъ уклоненія отъ порядка, но примѣняема безъ страсти,
  гнѣва и ненависти. Задачею дисциплины, говоритъ онъ, должно быть возста­
  новленіе, а не разрушеніе, исправленіе, а не казнь. Все окружающее дѣтей:
  родители, товарищи, родственники, слуги, должны подавать дѣтямъ примѣръ
  честной, трудолюбивой жизни, честныхъ отношеній другъ къ другу, взаим­
  ныхъ услугъ; но и при всемъ этомъ должны быть выработаны строго опре­
  дѣленные нравственные принципы.
       Образованіе, по мнѣнію Коменскаго, должны получать рѣпштельно всѣ
  безъ исключенія: богатые и бѣдные, знатные и простые, глупые и умные,
  дѣвочки и мальчики, горожане и деревенскіе жители, тѣмъ болѣе, что никто
   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59