Page 50 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 50

———— 34343434 ————

   Мольеровы, для изощренія ея въ декламаціи. Уже является прельщеннымъ
   глазамъ родительскимъ восьми или десятилѣтняя актриса; уже наученная
   выраженію сильныхъ страстей, а паче страсти Федриной, напрягаетъ нѣжный
   голосъ, вращаетъ глаза, и порывистыми движеніями стана и рукъ ужасаетъ
   и удивляетъ зрителей; или, вооружась лукавою невинностію,        обманываетъ
   искусно въ школѣ мужей\ либо въ роли Финетты истощаетъ всѣ хитрости,
   нахальство, уловки плутоватой служанки и, научая будто бы мнимую барышню
   нецѣломудрію, даетъ самой себѣ уроки, и тѣмъ извлекаетъ отъ родни одобри­
   тельный хохотъ. Потомъ начинается танцованіе, музыка и пѣніе"...
        Понятіи о физическомъ воспитаніи тогда вовсе не существовало, и ихъ
   замѣняла особаго рода выправка, состоявшая въ томъ, чтобы дѣвушка дер­
   жалась прямо, легко и граціозно ступала, умѣла одѣться не только изящно,
   но и такъ, чтобы скрыть свои физическіе недостатки и выказать преимуще­
   ства, умѣла граціозно кланяться. Танцы, холя и изнѣженность тѣла счита­
   лись самыми дѣйствительными средствами для достиженія такого идеала.
   Чтобы внѣшній видъ дворянокъ ничѣмъ не напоминалъ здоровыхъ, красно­
   щекихъ, огрубѣлыхъ отъ простой работы крестьянокъ, помѣщики не только
   высшаго, но и средняго состоянія держали своихъ дочерей въ тепличной
   атмосферѣ, приходя въ ужасъ отъ каждаго поползновенія ихъ къ физиче­
   скому труду. Имъ съ ранняго дѣтства вбивали въ голову,­ что простой физи:
   ческій трудъ долженъ въ барышнѣ возбуждать презрѣніе, что онъ достояніе
   раба. Теперь понятія въ этомъ отношеніи совершенно перемѣнились, но до
   сихъ поръ чувствуется въ высшихъ и среднихъ классахъ общества неспособ­
   ность и нерасположеніе къ физическому труду, — признакъ того, какъ долго
   и какъ упорно развивали презрѣніе къ нему.
        Изнѣженное воспитаніе не внушало однако привычекъ къ чистоплот­
   ности, и писатели того времени единогласно свидѣтельствуютъ о величай­
   шей неряшливости свѣтскихъ, воздушно­нѣжныхъ созданій того времени.
        Дѣвочку уже въ 9, 10 лѣтъ вывозили на балы и общественныя увесе­
   ленія, и родительское сердце ничѣмъ болѣе нельзя было тронуть, какъ придти
   въ восторгъ отъ танцовальнаго искусства ихъ дочери. Съ этою цѣлыо достаточные
   люди устраивали даже домашніе дѣтскіе балеты. Въ то же время въ большой
   модѣ были домашніе театры, въ которыхъ такъ же, какъ и въ балетахъ при­
   нимали участіе дѣти. Вслѣдствіе этого у дѣтей того времени являлась прежде
   всего страсть плѣнять своими прелестями, чего и безъ стараній достаточно
   заложено въ природу женщины. Естественно, что          это  влекло   къ   опа­
   сному и    преждевременному развитію чувственности, пустоты, суетности,
   мелочности, пошлости, легкомыслія, къ стремленію поскорѣе выйти замужъ,
   однимъ словомъ къ развитію такихъ качествъ и сторонъ, подавленіе которыхъ
   должно входить въ основу воспитанія женщины.
        Во второй половинѣ XVIII в. и у взрослыхъ, и у дѣтей особенно раз­
   вилась страсть къ театру. Театральныя представленія, начавшія входить въ
   употребленіе еще ранѣе, теперь вошли въ большую моду. Екатерина II,
   желая придать европейскій лоскъ окружающему ее обществу и облагородить,
   смягчить его грубые инстинкты, сильно покровительствовала искусствамъ. По­
   этому, съ самаго начала ея царствованія, устраивались карусели, маскарад­
   ныя процессіи, но особенное вниманіе было обращено на музыку, пѣніе и
   спектакли. Всѣ дни при дворѣ были роспредѣлены для кавихъ нибудь увесе­
   леній и главную роль въ нихъ играли театральныя представленія: два раза
   въ недѣлю давали русскія и французскія комедіи, одинъ разъ шла француз­
   ская комическая опера. Для публики существовало три общественныхъ театра
   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55