Page 47 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 47

31 —

          Вредъ тѣлесныхъ наказаній для нравственности и здоровья ребенка не­
     исчислимъ. Прежде всего они подрываютъ родительскій авторитета. Мало­
     мальски развитой ребенокъ скоро приходитъ къ убѣжденію, что воспитатель
     его весьма несостоятеленъ въ умственномъ отношеніи, если, кромѣ розги, не
     могъ придумать никакого средства, не могъ найти никакихъ словъ, чтобы
     помѣшать совершенію имъ проступка, за который ему пришлось такъ же­
     стоко поплатиться. Къ тому же такое наказаніе унижаетъ человѣческое до­
     стоинство ребенка: лишь только онъ узнаетъ, что теперь не совсѣмъ одобри­
     тельно смотрятъ даже и на того, кто бьетъ животное, что даже дрессируя
     его теперь все менѣе прибѣгаютъ къ побоямъ, между тѣмъ какъ его, чело­
     вѣка, ставятъ не выше, а то и ниже безсловеснаго животяаго, и въ немъ
     пробудится страшное озлобленіе противъ воспитателя. Да и возможно ли,
     чтобы такая мѣра въ нравственно развитомъ ребепкѣ не вызвала раздраженія.
     Окружающіе и его близкіе, все говоритъ ему, что онъ долженъ брать при­
     мѣръ съ родителей. И вдругъ родители, которые дѣйствительно должны пода­
     вать  примѣръ сдержанности, любви и кротости, выказываютъ къ нему,
     за  его проступокъ, совсѣмъ противуположныя        чувства.  Нынѣшнія дѣти,
     вслѣдствіе большаго развитія и чтенія, болѣе чѣмъ въ прежне время ду­
     маютъ и разсуждаютъ, и такія педагогическія мѣры могутъ вызвать въ со­
     временныхъ дѣтяхъ гораздо больше раздраженія и ожесточенія противъ ро­
     дителей, чѣмъ прежде.
          Тѣлесныя наказанія сильно тормозятъ также развитіе деликатности, до­
     ступной лишь нравственно развитымъ людямъ. Сравнительно съ другими
     цивилизованными народами, русскіе, даже и наиболѣе культурные изъ нихъ,
     отличаются меньшею деликатностью чувствъ; въ этомъ несомнѣнно винозата
     та усиленная порка, которой подвергали      русскихъ людей много столѣтій
     подъ­рядъ.
          Тѣлесныя наказанія подавляютъ стыдъ и скромность, притупляютъ чув­
     ствительность и чуткость. Чѣмъ чаще прибѣгаютъ къ тѣлеснымъ наказаніямъ,
     тѣмъ равнодушнее становится ребенокъ къ сраму и позору. Не потому ли
     отчасти мы такъ равнодушно, такъ холодно­преступно смотримъ на унияіеніе
     человѣческаго достоинства нашихъ ближнихъ, на колотушки и мордобитіе
     слабыхъ, что въ насъ еще въ дѣтствѣ притупили розгами впечатлительность
     и чуткость. Наиболѣе великій вредъ тѣлесныхъ наказаній и особенно розогъ
     заключается въ томъ, что подобными экзекуціями нарушается правильное
     кровообращеніе и вызывается усиленное нервное возбужденіе: кровь въ такіе
     моменты съ особенною силою притекаетъ къ половымъ органамъ, а такъ
    какъ наказуемый въ это время находится въ ненормальномъ нервномъ воз­
     буждёніи, то ничего нѣтъ удивительнаго въ томъ,       что вся эта экзекуція,
     вмѣстѣ взятая, пробуждаетъ преждевременную чувственность.
        / Но возвратимся къ воспитанію въ XVIII в. Дѣтямъ въ то время постоянно
    давали чувствовать родительскій авторитета. Мало того, даже взрослые сыновья,
    Бо многихъ семействахъ, не могли сѣсть безъ дозволенія родителей, разговари­
    вали съ ними не иначе, какъ привставая.       Излишняя строгость и вѣчный
     страхъ передъ родителями исключали любовь и уваженіе къ нимъ, развивали
    ложь и лицемѣріе. Излишняя строгость и суровость совершенно уничтожали
   ', искренность и откровенность: дѣти не сознавались родителямъ въ своихъ ша­
   ­ лостяхъ и проказахъ, сидѣли на ихъ глазахъ чинно и благопристойно, а за
  У ихъ спиной продѣлывали самыя непозволительныя вещи.
         Тамъ, гдѣ царило безпардонное баловство, рука объ руку съ нимъ шли
   .распущенность и своеволіе.    Такъ какъ это было время господства розги и
   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52