Page 52 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 52

ГлаваГлаваГлаваГлава Ш.Ш.Ш.Ш. ИдеалыИдеалыИдеалыИдеалы воспитаніявоспитаніявоспитаніявоспитанія нананана западѣзападѣзападѣзападѣ сосососо временивременивременивремени реФораціи.реФораціи.реФораціи.реФораціи.


        Услуги реформации.—Принципы воспитанія Амоса Коменскаго. — Значеніе идей Джона
   Локка.—Взгляды на воспптаніе Монтэня и Фенелона.—Поразительное вліяніе «Эмиля» на умы
   всего свѣта и причины этого явленія.—Идеалы Руссо; пхъ значеніе въ воспитаніи въ прошлое
   и настоящее время. — Достоинства и недостатки методовъ воспитанія XVIII ­го в. — Вліявіе
   философскихъ идей и ихъ прпнциповъ на обновленіе воспитанія.


        Въ то время, когда образованіе въ Россіи, даже послѣ Петра, подвига­
   лось такими медленными шагами, когда у насъ выработались совершенно
   своеобразные взгляды на нравственность, западно­европейское общество пере­
   живало блестящую пору разцвѣта умственныхъ силъ и общечеловѣческихъ
   идеаловъ, привыкая преклоняться передъ ними, а не передъ мишурнымъ бле­
   скомъ внѣшнихъ преимуществъ, высоко выдвигая впередъ знамя гуманности,
   широкаго умственнаго развитія, свободы личности и мысли и общечеловѣче­
   скихъ правъ. Многія просвѣтительныя идеи развились въ западно­европейской
   литературѣ и вошли въ сознаніе еще въ то время, когда у насъ господство­
   валъ въ полномъ смыслѣ слова мракъ невѣжества и суевѣрія. Вспомнимъ
   же, какіе взгляды и идеалы уже были выработаны въ то время на. западѣ,
   и остановимся лишь на самыхъ существенныхъ изъ нихъ.
        Дѣлу воспитанія на западѣ особенную услугу оказала реформація. Упот­
   ребляя всѣ усилія для уничтоженія ига римской церкви съ ея формализмомъ,
   реформація прежде всего содействовала освобожденію школы отъ рутины,
   покоившейся на схоластикѣ, мертвой буквѣ и внѣшней формѣ. Поборники
   реформаціи внесли въ воспитаніе множество свѣтлыхъ взглядовъ и старались
   обратить вниманіе на индивидуальныя свойства личности, освѣтить христіан­
   скія идеи истиннымъ лучемъ милосердія, любви и свободы, всегда выдвигая
   въ дѣлѣ религіи эти наивысшіе принципы христіанства , обезображенные и
   искаженные служителями католической церкви. Заслуги по воспитанно побор­
   никовъ реформаціи по истипѣ неоцѣнимы.
        Прежде каждое сословіе вносило въ воспитаніе свой сословный духъ,
   реформація же ослабила принципъ сословности. Требуя отъ каждаго хри­
   стіанина знанія и пониманія своей религіи, поборники реформаціи отстаи­
   вали естественное влеченіе человѣка въ знанію. Реформація вызвала энер­
   гическую дѣятельность во всѣхъ сферахъ жизни, умственной дѣятельности,
   въ наукѣ и въ воспитаніи. Поборники реформаціи придавали громадное зна­
   ченіе изученію исторіи и выбору преподавателей для этого предмета. «Надо
   только», говорить, Лютеръ, «чтобы историкъ былъ честнымъ и благороднымъ
   человѣкомъ, имѣлъ бы львиное сердце и не боялся говорить правду, чтобы
   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57