Page 52 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 52
ГлаваГлаваГлаваГлава Ш.Ш.Ш.Ш. ИдеалыИдеалыИдеалыИдеалы воспитаніявоспитаніявоспитаніявоспитанія нананана западѣзападѣзападѣзападѣ сосососо временивременивременивремени реФораціи.реФораціи.реФораціи.реФораціи.
Услуги реформации.—Принципы воспитанія Амоса Коменскаго. — Значеніе идей Джона
Локка.—Взгляды на воспптаніе Монтэня и Фенелона.—Поразительное вліяніе «Эмиля» на умы
всего свѣта и причины этого явленія.—Идеалы Руссо; пхъ значеніе въ воспитаніи въ прошлое
и настоящее время. — Достоинства и недостатки методовъ воспитанія XVIII го в. — Вліявіе
философскихъ идей и ихъ прпнциповъ на обновленіе воспитанія.
Въ то время, когда образованіе въ Россіи, даже послѣ Петра, подвига
лось такими медленными шагами, когда у насъ выработались совершенно
своеобразные взгляды на нравственность, западноевропейское общество пере
живало блестящую пору разцвѣта умственныхъ силъ и общечеловѣческихъ
идеаловъ, привыкая преклоняться передъ ними, а не передъ мишурнымъ бле
скомъ внѣшнихъ преимуществъ, высоко выдвигая впередъ знамя гуманности,
широкаго умственнаго развитія, свободы личности и мысли и общечеловѣче
скихъ правъ. Многія просвѣтительныя идеи развились въ западноевропейской
литературѣ и вошли въ сознаніе еще въ то время, когда у насъ господство
валъ въ полномъ смыслѣ слова мракъ невѣжества и суевѣрія. Вспомнимъ
же, какіе взгляды и идеалы уже были выработаны въ то время на. западѣ,
и остановимся лишь на самыхъ существенныхъ изъ нихъ.
Дѣлу воспитанія на западѣ особенную услугу оказала реформація. Упот
ребляя всѣ усилія для уничтоженія ига римской церкви съ ея формализмомъ,
реформація прежде всего содействовала освобожденію школы отъ рутины,
покоившейся на схоластикѣ, мертвой буквѣ и внѣшней формѣ. Поборники
реформаціи внесли въ воспитаніе множество свѣтлыхъ взглядовъ и старались
обратить вниманіе на индивидуальныя свойства личности, освѣтить христіан
скія идеи истиннымъ лучемъ милосердія, любви и свободы, всегда выдвигая
въ дѣлѣ религіи эти наивысшіе принципы христіанства , обезображенные и
искаженные служителями католической церкви. Заслуги по воспитанно побор
никовъ реформаціи по истипѣ неоцѣнимы.
Прежде каждое сословіе вносило въ воспитаніе свой сословный духъ,
реформація же ослабила принципъ сословности. Требуя отъ каждаго хри
стіанина знанія и пониманія своей религіи, поборники реформаціи отстаи
вали естественное влеченіе человѣка въ знанію. Реформація вызвала энер
гическую дѣятельность во всѣхъ сферахъ жизни, умственной дѣятельности,
въ наукѣ и въ воспитаніи. Поборники реформаціи придавали громадное зна
ченіе изученію исторіи и выбору преподавателей для этого предмета. «Надо
только», говорить, Лютеръ, «чтобы историкъ былъ честнымъ и благороднымъ
человѣкомъ, имѣлъ бы львиное сердце и не боялся говорить правду, чтобы