Page 56 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 56

———— 40404040 ————

   посадить растеніе вовремя; онъ также знаетъ, когда и въ какое время необ­
   ходимъ должный уходъ за нимъ. Такъ и относительно ребенка: вредно
   начать обученіе рано, вредно начать поздно,— оно должно идти параллельно
   развитію въ немъ мыслительныхъ и познавательныхъ способностей.
        Все изучаемое должно быть расположено въ строгой послѣдовательности
   и постепенности согласно съ возрастомъ дѣтей. Не слѣдуетъ ничего предла­
   гать несоотвѣтственнаго съ пониманіемъ, не хвататься сразу за многое, а
   постепенно переходить отъ одного къ другому. Матеріалъ долженъ быть не
   только полезнымъ, но и развивающимъ. Что не пригодится въ жизни, не
   расширяетъ умственный кругозоръ ребенка, а держится лишь на пустыхъ
   словахъ и механической дрессировкѣ, того совсѣмъ не слѣдуетъ допускать.
   Ребенокъ ничего не долженъ заучивать наизустъ такого, чего онъ предва­
   рительно   не узналъ посредствомъ наблюдения; онъ никогда не долженъ
   говорить о томъ, чего не понялъ. Прежде чѣмъ говорить о предметѣ,
   нужно    его  показать.  Такимъ образомъ законы наглядности, постепен­
   ности и своевременности были созданы Коменскимъ. Форма обученія должна
   быть всегда привлекательная, выражаться въ живыхъ бесѣдахъ. При объясне­
   ніяхъ должно избѣгать многословія.
        Обязаность воспитателя содѣйствовать естественному развитію ребенка
   и помогать его самостоятельной умственной работѣ. Того и другаго воз­
   можно достичь только путемъ наглядности. Но и при зтомъ учитель долженъ
   быть только руководителемъ, внзывающимъ самодѣятельность учащихся. Это
   правило воспитатели должны постоянно имѣть въ виду съ первыхъ лѣтъ
   дѣтства. Когда дитя учатъ говорить, то, произнося слово, ему обыкновенно
   указываютъ рукою то, что оно обозначаете,—того же слѣдуетъ держаться и
   въ школѣ: говоря о чемъ нибудь, всегда слѣдуетъ указывать на предметъ,
   или, по крайней мѣрѣ, на его изображеніе въ картинѣ, модели и чертежѣ,
   чтобы такимъ образомъ запечатлѣть представленіе о предметѣ посредствомъ
   зрѣнія. Такимъ образомъ все изучаемое должно быть усвоено посредствомъ
   внѣшнихъ чувствъ, а именно, все видимое должно быть разсматриваемо непо­
   средственно зрѣніемъ, слышимое должно быть усвоено посредствомъ слуха,
   обоняемое—обоняніемъ, вкушаемое—вкусомъ, осязаемое—осязаніемъ, и пото­
   му­то всякое обученіе должно начинаться не съ устныхъ объясненій, а съ
   дѣйствительнаго созерцанія и самостоятельнаго наблюденія. Только то знаніе
   дитяти будетъ не призрачнымъ, а дѣйствительнымъ, которое онъ усвоитъ
   сначала посредствомъ внѣшнихъ чувствъ, а затѣмъ уже услышитъ и объясненіе
   его изъ устъ воспитателя.
        Коменскій съ особенною силою настаиваетъ на развитіи и культурѣ
   вниманія, такъ какъ наглядность безъ вниманія теряетъ всякое значеніе.
   Ученикъ безъ вниманія напоминаетъ слѣппа, который не видитъ предмета,
   какъ бы онъ ни былъ близокъ. Не культивируя вниманія, воспитатель приви­
   ваетъ ребенку разсѣянность, отъ которой такъ трудно впослѣдствіи отучить
   его, и которая такъ тормозитъ ­развитіе и успѣхи въ будущемъ на по­
   прищѣ знанія.
        Идеи другаго мыслителя пріобрѣли тоже еще въ ХѴПІ ст. громкую
   извѣстность сначала въ Англіи, такъ какъ онъ былъ родомъ англичанинъ,
   а затѣмъ и въ западной Европѣ,—мы говоримъ о Джонѣ Локкѣ (1632—
   1704 г.). Многія теоріи Локка теперь совершенно опровергнуты; такова его
   теорія, что нашъ умъ или душа отъ природы «tabula rasa», бѣлая бумага,
   на которой ничего не написано. Эта теорія теперь совершенно уничто­
   жена современнымъ ученіемъ о громадномъ вліяніи наслѣдственности. Дру­
   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61