Page 60 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 60
________ 44444444 ————
его противорѣчія, увлеченія, искусственность, непоследовательность, пара
доксальность, крайняя односторонность, не смотря также и на то, что Руссо
является въ этомъ произведены противникомъ «цивилизаціи, науки и искус
ства», Эмиль долго имѣлъ поразительное вліяніе на умы всего свѣта. При
чина изумительно громаднаго вліянія Эмиля кроется прежде всего въ демо
кратическомъ духѣ, которымъ проникнуто все это замѣчательное произведете.
Этотъ демократически духъ, помимо воли, вполнѣ овладѣваетъ умомъ и серд
цемъ читателя. И это понятно: демократическія симнатіи, которыми пропи
тано все сочиненіе, облечены въ увлекательную форму. Въ одномъ этомъ
заключается уже величайшая заслуга Руссо, такъ какъ въ то время вниманія
удостоивались лишь люди знатнаго происхожденія. Руссо же, напротивъ, ука
зываешь лишь фальшь жизни этихъ людей, ихъ грубый развратъ и нравствен
ное паденіе. Онъ видитъ спасеніе молЪдаго поколѣнія въ изолированіи его
отъ этого пошлаго общества, въ воспитаніи его вдали отъ разврата цивили
заціи, отъ сомнительной фарисейской мудрости современнаго общества,
коснѣющаго въ рабскихъ предразсудкахъ, находитъ нужнымъ держать питомца
подальше отъ общественныхъ обычаевъ, сковывающихъ проявленіе истинныхъ
чувствъ тяжелыми цѣпями гнета и, какъ паутиной, опутывающихъ жизнь
разнообразными стѣсненіями. «Все хорошо», говорить онъ, «выходя изъ рукъ
Творца; все вырождается въ рукахъ человѣка». « Предразсудки, авторитетъ,
нужда, примѣръ, всѣ общественныя учрежденія, охватившія насъ, заглушатъ
въ ребенкѣ природу, и ничего не дадутъ взамѣнъ ея».
Свое уваженіе и любовь Руссо выказываетъ только простому люду, его
симпатію вызываетъ преимущественно простой трудъ: «если кто нибудь
стыдится работать публично, вооружась стругомъ и кожанымъ фартукомъ»,
говоритъ онъ, <я вижу въ немъ не болѣе, какъ раба мнѣнія, готоваго сты
диться добра»... Руссо считаетъ необходимымъ учить воспитанника какому
нибудь ремеслу, такъ какъ трудъ есть первѣйшая обязанность человѣка, кто
бы онъ ни былъ, знатный или простой, богатый или бѣдный.
Замѣчательный успѣхъ Эмиля можно объяснить также и тѣмъ, что писа
тели до Руссо, даже Локкъ, занимались преимущественно вопросами образо
ванія и воспитанія людей благороднаго званія. Хотя Эмиль, центральная фи
гура педагогическаго трактата Руссо,—юноша благороднаго происхожденія и съ
большими средствами, но авторъ такъ убѣдительно доказываете во всемъ
своемъ сочиненіи, что цѣль воспитанія — создать человѣка естественнаго,
разумно нонимающаго и разумно относящегося ко всему окружающему, кото
рый довольствовался бы самымъ малымъ, избѣгалъ бы тщеславной роскоши, и
притомъ все это изложено въ столь увлекательной формѣ, что читатель невольно
приходитъ къ выводу, что воспитаніе не можетъ быть монополіею лишь знат
ныхъ и богатыхъ, а должно быть священною обязанностью каждаго смертнаго.
Въ тѣ времена, когда и на западѣ придавали такое значеніе знатности
рода и внѣшнимъ преимуществамъ человѣка, когда и самое воспитаніе носило
характеръ сословный, вдругъ раздается мощный голосъ Руссо, который рѣши
тельно заявляетъ, что, кто бы ни былъ вашъ питомецъ, вы прежде всего должны
воспитывать его для того, чтобы онъ могъ быть человѣкомъ. „Быть чело
вѣкомъ—общее для всѣхъ призваніе; кто хорошо воспитанъ для этого, тотъ
не можетъ дурно выполнять обязанностей, которыя могутъ ему выпасть на
долю. Пусть назначаютъ моего воспитанника въ военную службу, въ духовное
званіе, въ адвокаты,—мнѣ все равно. Природа прежде всего призываетъ
его къ человѣческой жизни. Жить—вотъ ремесло, которому я хочу его на
учить. Выйдя изъ моихъ рукъ, онъ не буд'етъ, сознаюсь въ томъ, ни судьей,