Page 65 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 65
— 49 —
подготовку, чтобы поступить въ среднее учебное заведеніе; если же заставить
ребенка лишь по программѣ вызубрить предметы, то это навѣрно умственно
притупитъ его; необходимо, чтобы подготовка къ учебному заведенію была
не результатомъ зубряшки, а разумнымъ усвоеніемъ элементарныхъ знаній.
Въ «Эмилѣ» Руссо старался въ популярной формѣ провести идеи и
взгляды, изложенные имъ и въ другихъ его сочиненіяхъ. Центральная идея
ихъ—горячій протестъ противъ современной ему науки, просвѣщенія, циви
лизаціи, государственнаго строя, противъ роскоши однихъ и нищеты другихъ,
негодованіе передъ распущенностію нравовъ. По мнѣнію Руссо, существуетъ
только одно средство для противодѣйствія гибели и нравственной испорчен
ности общества—возвращеніе людей къ природѣ, къ естественнымъ принци
памъ первобытныхъ обществъ, когда еще не существовало ни наукъ, ни
искусствъ, ни нищеты, ни роскоши. Его страстная проповѣдь противъ циви
лизаціи и просвѣщенія была слѣдствіемъ и того, что современное ему обще
ство пользовалось ихъ результатами для эгоистическихъ, своекорыстныхъ
цѣлей; она вытекала также изъ его демократическихъ идеаловъ и воззрѣній.
Распространеніе просвѣщенія ведетъ, по его понятіямъ, къ неравенству
людей, такъ какъ оно выдвигаетъ изъ общаго уровня людей таланта
и знанія; неравенство же служитъ корнемъ всѣхъ золъ и несчастій: оно
порождаетъ богатство и роскошь, слѣдовательно ведетъ къ несправедливости,
праздности и испорченности.
Новыя педагогическія идеи, развившіяся на Западѣ, принесли громадную
пользу не только тамъ, но отчасти проникли и въ Россію: онѣ открывали новый
путь къ реальному направленію въ обученіи и положили въ основу воспи
танія гуманитарные принципы. Провозглашая принципъ свободы, личную
индивидуальность, уваженіе къ человѣческому достоинству питомца, необхо
димость его нравственнаго, умственнаго и физическаго развитія, а также и
самостоятельность мышленія, онѣ совершенно подрывали въ воспитаніи и
обученіи прежній формализмъ, педантизмъ и мертвечину. Но въ этихъ новыхъ
системахъ были и крупные недостатки, которые впрочемъ носили печать духа
времени, а также и оппозиціоннаго характера, которымъ поневолѣ окрашива
лось все новое, что уже своимъ появленіемъ или совсѣмъ уничтожало старое,
или во всякомъ случаѣ подрывало его значеніе. Женскаго вопроса тогда еще
не существовало, и потому женское воспитаніе не могло быть правильно
поставлено въ то время ни въ теоріи, ни на практикѣ.
Великіе мыслители и педагоги убѣдительно доказывали необходимость
развитія въ ребенкѣ его умственныхъ, нравственныхъ и физическихъ силъ,
но въ то время они еще не сознавали необходимости развивать эти силы
равномѣрно. Вотъ потомуто нравственность является у писателей того вре
мени чѣмъ то вполнѣ независимымъ отъ умственнаго развитія, между тѣмъ
съ современной точки зрѣнія то и другое тѣсно связано между собою, выте
каетъ одно изъ другаго и оказываетъ другъ на друга непосредственное вліяніе.
Необходимыми аттрибутами прежняго воспитанія и обученія были: слѣпое
повиновеніе, принужденіе, розги, побои, слезы. Противники этихъ методовъ,
доказывая вредъ подобныхъ мѣръ и принужденія, впали въ другую край
ность: они выказали излишнюю заботливость о томъ, чтобы всѣ знанія
передавались молодому поколѣнію въ слишкомъ пріятной, облегченной формѣ
и тѣмъ ослабили элементъ труда. Они не принимали въ разсчетъ того, что
пріобрѣтеніе знаній исключительно въ пріятной, легкой формѣ, поведетъ къ
іослабленію самостоятельна го мышленія и усидчивости, на развитіе которой
нужно обращать серьезное вниманіе. При томъ громадное большинство писа
4444