Page 65 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 65

— 49 —

   подготовку, чтобы поступить въ среднее учебное заведеніе; если же заставить
   ребенка лишь по программѣ вызубрить предметы, то это навѣрно умственно
   притупитъ его; необходимо, чтобы подготовка къ учебному заведенію была
   не результатомъ зубряшки, а разумнымъ усвоеніемъ элементарныхъ знаній.
        Въ «Эмилѣ» Руссо старался въ популярной формѣ провести идеи и
   взгляды, изложенные имъ и въ другихъ его сочиненіяхъ. Центральная идея
   ихъ—горячій протестъ противъ современной ему науки, просвѣщенія, циви­
   лизаціи, государственнаго строя, противъ роскоши однихъ и нищеты другихъ,
   негодованіе передъ распущенностію нравовъ. По мнѣнію Руссо, существуетъ
   только одно средство для противодѣйствія гибели и нравственной испорчен­
   ности общества—возвращеніе людей къ природѣ, къ естественнымъ принци­
   памъ первобытныхъ обществъ, когда еще не существовало ни наукъ, ни
   искусствъ, ни нищеты, ни роскоши. Его страстная проповѣдь противъ циви­
   лизаціи и просвѣщенія была слѣдствіемъ и того, что современное ему обще­
   ство пользовалось ихъ результатами для эгоистическихъ,        своекорыстныхъ
   цѣлей; она вытекала также изъ его демократическихъ идеаловъ и воззрѣній.
   Распространеніе просвѣщенія ведетъ, по его понятіямъ, къ          неравенству
   людей,   такъ  какъ оно выдвигаетъ изъ общаго уровня людей таланта
   и знанія; неравенство же служитъ корнемъ всѣхъ золъ и несчастій: оно
   порождаетъ богатство и роскошь, слѣдовательно ведетъ къ несправедливости,
   праздности и испорченности.
        Новыя педагогическія идеи, развившіяся на Западѣ, принесли громадную
   пользу не только тамъ, но отчасти проникли и въ Россію: онѣ открывали новый
   путь къ реальному направленію въ обученіи и положили въ основу воспи­
   танія гуманитарные принципы. Провозглашая принципъ свободы, личную
   индивидуальность, уваженіе къ человѣческому достоинству питомца, необхо­
   димость его нравственнаго, умственнаго и физическаго развитія, а также и
   самостоятельность мышленія, онѣ совершенно подрывали въ воспитаніи и
   обученіи прежній формализмъ, педантизмъ и мертвечину. Но въ этихъ новыхъ
   системахъ были и крупные недостатки, которые впрочемъ носили печать духа
   времени, а также и оппозиціоннаго характера, которымъ поневолѣ окрашива­
   лось все новое, что уже своимъ появленіемъ или совсѣмъ уничтожало старое,
   или во всякомъ случаѣ подрывало его значеніе. Женскаго вопроса тогда еще
   не существовало, и потому женское воспитаніе не могло быть правильно
   поставлено въ то время ни въ теоріи, ни на практикѣ.
        Великіе мыслители и педагоги убѣдительно доказывали необходимость
   развитія въ ребенкѣ его умственныхъ,     нравственныхъ и физическихъ силъ,
   но въ то время они еще не сознавали необходимости развивать эти силы
   равномѣрно. Вотъ потому­то нравственность является у писателей того вре­
   мени чѣмъ то вполнѣ независимымъ отъ умственнаго развитія, между тѣмъ
   съ современной точки зрѣнія то и другое тѣсно связано между собою, выте­
   каетъ одно изъ другаго и оказываетъ другъ на друга непосредственное вліяніе.
         Необходимыми аттрибутами прежняго воспитанія и обученія были: слѣпое
   повиновеніе, принужденіе, розги, побои, слезы. Противники этихъ методовъ,
    доказывая вредъ подобныхъ мѣръ и принужденія, впали въ другую край­
   ность: они выказали излишнюю заботливость о томъ, чтобы всѣ знанія
   передавались молодому поколѣнію въ слишкомъ пріятной, облегченной формѣ
   и тѣмъ ослабили элементъ труда. Они не принимали въ разсчетъ того, что
    пріобрѣтеніе знаній исключительно въ пріятной, легкой формѣ, поведетъ къ
   іослабленію самостоятельна го мышленія и усидчивости, на развитіе которой
    нужно обращать серьезное вниманіе. При томъ громадное большинство писа­
                                                                           4444
   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70