Page 61 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 61

— 45 —

   ни солдатомъ, ни священникомъ; онъ будетъ прежде всего человѣкомъ, но,
   при случаѣ, съумѣетъ быть не хуже всякаго другаго всѣмъ, чѣмъ долженъ
   быть человѣкъ, и куда ни броситъ его судьба, онъ вездѣ будетъ на своемъ
   мѣстѣ". Нѣсколько далѣе онъ нродолжаетъ: „Развѣ вы не видите, что, ста­
   раясь исключительно образовать вашего питомца для одного сословія, вы
   дѣлаете его безполезнымъ для всякаго другаго» и что отъ судьбы зависитъ
   обратить всѣ ваши старанія на его погибель! Есть ли что нибудь комичнѣе
   обѣднѣвшаго вельможи, который въ нищетѣ остается со всѣми предразсуд­
   ками своего рожденія? Есть ­ли что презрѣннѣе обѣднѣвшаго богача, каторый.
   помня о презрѣніи, съ которымъ относятся къ бѣдности, считаетъ себя по­
   слѣднимъ изъ людей? Одному изъ нихъ остается только сдѣлаться плутомъ,
   другому—пресмыкающимся лакеемъ" .
        Взгляды и идеи Руссо, какъ глубокіе, такъ и поверхностные, какъ пара­
   доксальные, такъ и истинные, вносили необыкновенное оживленіе, будили мысли
   и возбуждали чрезвычайный интересъ въ обществѣ, а мечтателей окрыляли
   надеждою, что .хотя ихъ дѣтямъ въ будущемъ, не смотря на всѣ превратности
   судьбы, можетъ улыбнуться счастье, благодаря воспитанно. Послушайте этотъ
   мощный, авторитетный, не допускающій возраженій, голосъ Руссо, и вы
   поймете всесвѣтное восторженное увлеченіе Эмилемъ, не смотря на явныя
   противорѣчія въ его теоріяхъ и принципахъ, на ихъ односторонность, узкость,
   парадоксальность, а подъ часъ и эгоистичность. Вотъ какъ увлекательно раз­
   рѣшаетъ онъ вопросъ о томъ, что значитъ хорошо воспитывать: „по моему
   лучше всѣхъ воспитанъ тотъ, кто лучше всѣхъ умѣетъ переносить счастье и
   несчастье этой жизни". „Не достаточно заботиться о сохраненіи своего ребенка;
   нужно научить его самосохранение, умѣиыо переносить удары судьбы, пре­
   зирать роскошь и нищету, жить, если понадобится, въ снѣгахъ Исландіи и
   на раскаленныхъ утесахъ Мальты. Какъ бы ни предохраняли вы его отъ
   смерти, ему все таки придется умереть, и если заботы ваши пе сдѣлаются при­
   чиной его смерти, онѣ будутъ тѣмъ не менѣе неумѣстны. Самое важное—
   научить жить. Жить же не значитъ дышать, а дѣйствовать; это значитъ
   пользоваться органами, чувствами, способностями, всѣми частями нашего су­
   щества".
     Сильное и продолжительное вліяніе Эмиля объясняется и тѣмъ, что въ этомъ
   сочиненіи затрогивались наисущественнѣйшіе вопросы воспитанія, убѣдительно
   доказывалось значеніе и необходимость его для дѣтей. Руссо съ негодованіемъ
   указываетъ также на всю обветшалость существующаго обученія, рельефно
   рисуетъ весь его формализмъ, педантизмъ и его вредное вліяніе. Онъ тре­
   буетъ, чтобы воспитатель пріучалъ питомца наблюдать и осмысливать природу, /
   даетъ примѣры бесѣдъ съ ребенкомъ путемъ наведенія его на размышленіе.
   Правда, примѣры этихъ наглядпыхъ бесѣдъ въ высшей степени искусственны,
   объясненія различныхъ явленій теперь во многомъ отношеніи устарѣли, тѣмъ
   не менѣе^всюду выступаетъ враждебное отношеніе автора къ рутинѣ и схо­
   ластикѣ, пріемы механическіе замѣняются у него истиннымъ развитіемъ.
   Авторъ Эмиля старается вдохнуть жизнь, внести обновленіе во всѣ сферы
   воспитанія, умственнаго и нравственнаго развитія, а также и въ обученіе.
        Жизнь человѣка всегда была въ большой зависимости отъ роковыхъ
   случайностей судьбы: сегодняшній счастливецъ можетъ быть завтра несчаст­
   нѣйшимъ изъ смертныхъ. Въ пору безправія или, лучше сказать, права силь­
   наго, когда жилъ Руссо, эти роковыя случайности еще сильнѣе опутывали
   людскую жизнь. Воть почему тогдашнему обществу пришлось такъ по душѣ
   настоятельное требованіе Руссо научить будущее поколѣиіе умѣныо пере­
   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66