Page 61 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 61
— 45 —
ни солдатомъ, ни священникомъ; онъ будетъ прежде всего человѣкомъ, но,
при случаѣ, съумѣетъ быть не хуже всякаго другаго всѣмъ, чѣмъ долженъ
быть человѣкъ, и куда ни броситъ его судьба, онъ вездѣ будетъ на своемъ
мѣстѣ". Нѣсколько далѣе онъ нродолжаетъ: „Развѣ вы не видите, что, ста
раясь исключительно образовать вашего питомца для одного сословія, вы
дѣлаете его безполезнымъ для всякаго другаго» и что отъ судьбы зависитъ
обратить всѣ ваши старанія на его погибель! Есть ли что нибудь комичнѣе
обѣднѣвшаго вельможи, который въ нищетѣ остается со всѣми предразсуд
ками своего рожденія? Есть ли что презрѣннѣе обѣднѣвшаго богача, каторый.
помня о презрѣніи, съ которымъ относятся къ бѣдности, считаетъ себя по
слѣднимъ изъ людей? Одному изъ нихъ остается только сдѣлаться плутомъ,
другому—пресмыкающимся лакеемъ" .
Взгляды и идеи Руссо, какъ глубокіе, такъ и поверхностные, какъ пара
доксальные, такъ и истинные, вносили необыкновенное оживленіе, будили мысли
и возбуждали чрезвычайный интересъ въ обществѣ, а мечтателей окрыляли
надеждою, что .хотя ихъ дѣтямъ въ будущемъ, не смотря на всѣ превратности
судьбы, можетъ улыбнуться счастье, благодаря воспитанно. Послушайте этотъ
мощный, авторитетный, не допускающій возраженій, голосъ Руссо, и вы
поймете всесвѣтное восторженное увлеченіе Эмилемъ, не смотря на явныя
противорѣчія въ его теоріяхъ и принципахъ, на ихъ односторонность, узкость,
парадоксальность, а подъ часъ и эгоистичность. Вотъ какъ увлекательно раз
рѣшаетъ онъ вопросъ о томъ, что значитъ хорошо воспитывать: „по моему
лучше всѣхъ воспитанъ тотъ, кто лучше всѣхъ умѣетъ переносить счастье и
несчастье этой жизни". „Не достаточно заботиться о сохраненіи своего ребенка;
нужно научить его самосохранение, умѣиыо переносить удары судьбы, пре
зирать роскошь и нищету, жить, если понадобится, въ снѣгахъ Исландіи и
на раскаленныхъ утесахъ Мальты. Какъ бы ни предохраняли вы его отъ
смерти, ему все таки придется умереть, и если заботы ваши пе сдѣлаются при
чиной его смерти, онѣ будутъ тѣмъ не менѣе неумѣстны. Самое важное—
научить жить. Жить же не значитъ дышать, а дѣйствовать; это значитъ
пользоваться органами, чувствами, способностями, всѣми частями нашего су
щества".
Сильное и продолжительное вліяніе Эмиля объясняется и тѣмъ, что въ этомъ
сочиненіи затрогивались наисущественнѣйшіе вопросы воспитанія, убѣдительно
доказывалось значеніе и необходимость его для дѣтей. Руссо съ негодованіемъ
указываетъ также на всю обветшалость существующаго обученія, рельефно
рисуетъ весь его формализмъ, педантизмъ и его вредное вліяніе. Онъ тре
буетъ, чтобы воспитатель пріучалъ питомца наблюдать и осмысливать природу, /
даетъ примѣры бесѣдъ съ ребенкомъ путемъ наведенія его на размышленіе.
Правда, примѣры этихъ наглядпыхъ бесѣдъ въ высшей степени искусственны,
объясненія различныхъ явленій теперь во многомъ отношеніи устарѣли, тѣмъ
не менѣе^всюду выступаетъ враждебное отношеніе автора къ рутинѣ и схо
ластикѣ, пріемы механическіе замѣняются у него истиннымъ развитіемъ.
Авторъ Эмиля старается вдохнуть жизнь, внести обновленіе во всѣ сферы
воспитанія, умственнаго и нравственнаго развитія, а также и въ обученіе.
Жизнь человѣка всегда была въ большой зависимости отъ роковыхъ
случайностей судьбы: сегодняшній счастливецъ можетъ быть завтра несчаст
нѣйшимъ изъ смертныхъ. Въ пору безправія или, лучше сказать, права силь
наго, когда жилъ Руссо, эти роковыя случайности еще сильнѣе опутывали
людскую жизнь. Воть почему тогдашнему обществу пришлось такъ по душѣ
настоятельное требованіе Руссо научить будущее поколѣиіе умѣныо пере