Page 58 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 58

———— 42424242 ————

   бованія не по произволу и личной прихоти, а руководствуясь необходимостью
   и доброжелательствомъ къ нимъ. Въ примѣненіи на практикѣ воспитатель­
   ныхъ и учебныхъ мѣръ слѣдуетъ всегда имѣть въ виду индивидуальное раз­
   витіе ребенка. Никогда не слѣдуетъ холодно отклонять любознательность ре­
   бенка, напротивъ, всегда должно по возможности удовлетворять ее и поощ­
   рять всѣми зависящими отъ воспитателя средствами. Тѣмъ не менѣе, выдвигая
   развитіе нравственности, какъ стороны самой важной въ воспитаніи, Локкъ
   считаетъ пріобрѣтеніе познаній дѣломъ самымъ маловажнымъ. Вотъ почему
   въ учебныхъ заведеніяхъ при Екатеринѣ II, преимущественно обращено
   было вниманіе на нравственность. Но заимствуя въ своихъ педагогическихъ
   идеяхъ и воззрѣніяхъ очень многое у Локка, Екатерина II далеко опередила
   его въ гуманныхъ чувствахъ. Не смотря, однако, на множество ошибочныхъ
   взглядовъ, у Локка можно почерпнуть и не мало прекрасныхъ, глубокихъ и
   оригинальныхъ идей. Онъ первый высказалъ мысль, что дѣти должны само­
   стоятельно придумывать для себя игрушки, постепенно учиться изобрѣтать
   ихъ для собственной забавы. Эта мысль, какъ мы увидимъ ниже, была впо­
   слѣдствіи блистательно и послѣдовательно разработана Фребелемъ. Но любо­
   пытно, что эта идея, положенная въ основу всей теоріи Фребеля, явилась
   уже въ XVII в. Локкъ, имѣя въ виду, что воспитаніе современныхъ ему
   дѣтей ограничивается лишь пріобрѣтеніемъ для нихъ разнообразныхъ, часто
   блестящихъ и въ высшей степени роскошныхъ игрушекъ, сильно протестуетъ
  |Противъ этого обычая, справедливо утверждая, что покупныя игрушки вовсе
  іне удовлетворяютъ духовныхъ потребностей дитяти, а лишь развиваютъ въ
   немъ склонность къ постояннымъ перемѣнамъ, къ недовольству, къ излишней
   требовательности, къ вредному разнообразію, къ тщеславію Ъ прихотливости.
   Пусть дѣти, говоритъ онъ, сами приготовляютъ для себя игрушки, пусть они
   привыкаютъ и изобрѣтать ихъ. На первыхъ порахъ, когда имъ это будетъ
   неудаваться, пока они не въ силахъ будутъ сдѣлать всего сами, пусть стар­
   шіе придутъ къ нимъ на помощь; но она отнюдь не должна быть такого
   рода, чтобы дѣти при этомъ являлись праздными зрителями: они сами должны
   принимать непосредственное участіе въ приготовленіи игрушекъ.
        Воспитательные идеи Монтэня и Фенелона, хотя и имѣли немаловажное
   значеніе вообще, но не произвели болыпаго переворота въ педагогіи. Мы
   скажемъ о нихъ нѣсколько словъ потому, что онѣ имѣли бодѣе или менѣе
   значительное вліяніе на характеръ воспитанія и образованія въ Россіи. Мысли
   того и другаго писателя, но особенно Монтэня, фигурируютъ въ уставахъ
   Бецкаго (при Екатеринѣ И), который нерѣдко подтверждаетъ свои педагоги­
   ческіе взгляды ссылкою на авторитетъ Монтэня.
        Методъ обученія у обоихъ писателей одинъ и тотъ же: оба находятъ
  I необходимымъ сдѣлать ученіе какъ можно болѣе увлекательнымъ и легкимъ
   для учащихся и считаютъ нужнымъ передавать полезный знанія не иначе, какъ
   въ живыхъ бесѣдахъ; тотъ и другой придаютъ огромное значеніе физическому
   воспитанно.
        Монтэнь (1533 — 1592) былъ врагомъ схоластики и педантизма; онъ
   требовалъ, чтобы матеріалъ, предлагаемый питомцамъ, былъ облеченъ въ увле­
   кательную форму, но оставлялъ при этомъ просторъ для самостоятельнаго
   мышленія. Онъ возстаетъ противъ обилія познаній, такъ какъ это, по его
   мнѣнію, весьма тормозитъ самостоятельное развитіе: «ихъ непомѣрный грузъ»,
   говоритъ онъ, «производитъ какъ бы вывихи и искривденія>, но не нахо­
   дитъ возможнымъ оставлять питомца и совсѣмъ безъ познаній. Для этого онъ
   предлагаетъ сократить учебный курсъ до послѣдней степени и утверждаетъ,
   53   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63