Page 63 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 63
———— 47474747 ————
ное развитіе своихъ идей. Однако въ нѣкоторыхъ частяхъ разсказа онъ
заставляетъ читателя забыть, что выведенныя у него лица вымышленныя, но,
за исключеніемъ трехъчетырехъ сценъ, все произведете носитъ характеръ
гораздо болѣе педагогическаго трактата, чѣмъ повѣсти или романа.
Въ настоящее время очень многіе принципы, положенные въ основу
воспитанія Эмиля, не могутъ имѣть значенія въ современной педагогіи, такъ
какъ они несправедливы, невѣрны въ своемъ основаніи и узко эгоистичны.
( Руссо воспитывалъ своего Эмиля въ полномъ одиночествѣ и уже по одному
этому не могъ сдѣлать его существомъ соціальнымъ, — въ этомъ существен
нѣйшій недостатокъ всего произведенія. Какъ бы ни было развращено обще
ство, какъ бы ни были по истинѣ ужасны его пороки и заблужденія, — че
ловѣкъ долженъ воспитываться для общества. Конечная цѣль воспитанія—по
казать питомцу людей такими, какими они есть, могутъ и должны быть, воо
ружить его надежными средствами для противодѣйствія злу, споспѣшествова
нія добру, истинѣ и правдѣ, развить въ немъ стремленіе приносить пользу
ближнему, вложить въ его сердце любовь къ нему. Общественныя чувства
/слѣдуетъ начать развивать въ ребенкѣ очень рано, —вотъ почему въ извѣстныя
V лѣта ребенокъ долженъ воспитываться въ общественной средѣ, вотъ почему
его не слѣдуетъ лишать общественной школы, общества товарищей. Только
при воспитаніи въ школѣ вполнѣ развиваются разнообразныя стороны со
страданія къ ближнему, которыя должны сказаться въ желаніи придти на
помощь товарищамъ въ ихъ самыхъ разнообразныхъ нуждахъ, въ сочувствіи
къ нимъ, въ участіи, безпристрастіи, справедливости, человѣколюбіи, само
пожертвование. Только общественное воспитаніе можетъ вполнѣ развить бла
городный духъ товарищества, безкорыстную привязанность и дружбу, пони
маніе необходимости своей солидарности съ другими, нравственное единеніе,
рѣшимость подвергать себя страданіямъ изъза товарища, любовь къ ближ
нимъ и высокое уваженіе къ геройству, умѣнье сдерживать свои страсти и
развивать безпристрастіе. Только съ раннихъ лѣтъ воспитывая общественные
инстинкты, можно воспитать человѣка вполнѣ пригоднаго и полезнаго къ
общественной жизни. Не смотря на личное горячее сочувствіе простому
угнетенному люду, Руссо нигдѣ не говоритъ о воспитаніи общественныхъ
инстинктовъ, да они и не могли проявляться въ той атмосферѣ искусствен
ная одиночества, въ которую поставилъ авторъ своего Эмиля.
По понятію Руссо, идеалъ, къ которому должно стремиться воспитаніе,—
направить своего питомца такъ, чтобы онъ умѣлъ переносить счастье и не
счастье, равнодушно выносилъ бы удары судьбы, подъ надзоромъ воспита
теля, но совершенно самостоятельно выработалъ умѣнье охранять себя, могъ
бы приспособиться къ жизни въ самыхъ противуположныхъ климатахъ, пре
зиралъ бы роскошь и предразсудки, имѣлъ бы весьма ограниченныя потреб
ности, зналъ бы ремесло, умѣлъ бы не только мужественно переносить физи
ческія страданія, но и безъ страха встрѣтилъ бы смерть, имѣлъ бы доста
точный запасъ душевнаго спокойствія, терпѣнія и равновѣсія, выработалъ бы
въ себѣ трудолюбіе и умѣнье управлять сердцемъ въ самые критическіе мо
менты. Несомнѣнно, все это прекрасно, все необходимо, но этого еще слиш
комъ мало даже для разумнаго личнаго счастья; для этого еще нужно раз
вить въ себѣ стремленіе къ постоянному самоусовершенствованію, безъ чего
человѣку трудно избѣжать одного изъ двухъ—или жестокой хандры, или бур
жуазная самодовольства. Наконецъ, даже весьма разумная забота лишь о
своемъ комфортѣ, лишь о своемъ личномъ счастьѣ,—а это все, что требуетъ