Page 67 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 67

— 51 —

       3) Указывая на злоупотребленія во всѣхъ сферахъ человѣческой дѣя­
  тельности, на развратъ во всѣхъ слояхъ общества, великіе мыслители на­
  ходили, что причина зла лежитъ въ невѣжествѣ, и требовали полнаго и без­
  условнаго распространенія просвѣщенія во всѣхъ классахъ общества. Прежде
  образованіе было достояніемъ лишь людей высгаихъ классовъ; теперь находили,
  что каждый человѣкъ, къ какому бы сословію онъ ни принадлежал^ каково
  бы ни было его матеріальное положеніе, имѣетъ право на образованіе и
  умственное развитіе.
       4) Развитіе интереса къ обществу и споспѣшествованіе его нравствен­
  ному, умственному и матеріальному прогрессу. Прежде стремленія человѣка
  были узко­эгоистичны, каждый заботился лишь о своемъ личномъ благополу­
  чіи, что нерѣдко шло въ разрѣзъ съ        благополучіемъ ближняго. Теперь
  требовали, чтобы личное благополучіе не наносило вреда ближнему. Мало
  того, въ видахъ высшей нравственности и разумнаго личнаго благополучія
  отъ каждаго требовалось приносить пользу ближнему своимъ трудомъ, за­
  ботиться объ улучшеніи общества, ставить общественные интересы выше
  личныхъ.
       5) Право каждаго человѣка самостоятельно разсуждать и думать. Прежде
  все принимали на вѣру: отцы внушали своимъ дѣтямъ, чтобы они не только
  безъ разсужденій и колебапій, но съ полнымъ блатоговѣніемъ слѣдовали при­
  мѣру старшихъ, смотрѣли ихъ глазами на окружающій міръ, не отступали
  ни на шагъ отъ дѣдовскихъ обычаевъ въ сферѣ религіозной и нравственной,
  рабски слѣдовали бы всѣмъ ученіямъ, испоконъ вѣка на вѣру принятымъ ихъ
  дѣдами. Теперь же философы зло осмѣивали всѣ подобные предразсудки,
  указывали всю несостоятельность авторитетовъ, развивали скептицизмъ, крити­
  ческое отношеніе ко всему окружающему, однимъ словомъ внушали недовѣріе
  ко всему тому, во что прежде безусловно вѣрили. Они прежде всего доказы­
  вали необходимость во всемъ искать естественной, разумной причины и
  пробуждали пытливость и самостоятельность мысли и сужденія.
       6) Вмѣсто религіознаго фанатизма, нетерпимости и злобнаго преслѣдова­
  нія, представители мысли проповѣдывали       безусловную вѣротерпимость     и
  свободу совѣсти.
       7) Въ области государственной, вмѣсто деспотизма и угнетенія слабаго,
  требовали уваженія къ человѣческой личности и равенства всѣхъ передъ за­
  кономъ. Законы, по понятіямъ философовъ, должны соотвѣтствовать потреб­
  ностямъ страны и быть установлены по общему соглашение всѣхъ гражданъ.
  Въ уголовныхъ законахъ должны быть примѣнены принципы гуманности:
  общество не должно мстить преступнику за совершаемое зло, но употреблять
  всѣ средства къ его исправление
       8) Въ жизнь общественную и частную слѣдуетъ вносить начала гуман­
  ности, свободы, братства и равенства.
       Это направленіе идей XYIII в. и извѣстно подъ именемъ человѣчнаго,
  гуманнаго.











                                                                         4*4*4*4*
   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72