Page 70 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 70

— 54 —


   настоящее время, а тогда совершенно новыхъ. Новиковъ осмѣивалъ и отвергалъ
   уже сословные предразсудки и отстаивалъ право женщины на высшее обра­
   зованіе: настаивая, чтобы женщина сохраняла свою женственность, онъ тре­
   буетъ для нея равенства съ мужчиной лишь въ умственномъ развитіи и
   въ пріобрѣтеніи знаній; только въ той семьѣ можетъ быть истинное счастіе,
   говорить онъ, гдѣ жена вполнѣ понимаетъ интересы мужа.
        Журналы    Новикова были сильно распространены между студентами
   московскаго университета и, такимъ образомъ,       своими идеями оказывали
   вліяніе на цвѣтъ молодаго поколѣнія Россіи екатерининскихъ временъ. Между
   молодыми людьми появились такіе, которые, вмѣсто стремленія къ наслажде­
   ніямъ, начинаютъ задаваться мыслію о самоусовершенствованіи, проникаются
   страстною любовью къ родной странѣ и благородными стремленіями къ обще­
   ственной пользѣ. Однимъ словомъ, въ атмосферѣ невѣжества, ханжества, взя­
   точничества, мелкихъ интригъ,     безумнаго прожиганія жизни, чѣмъ жили
   тогда русскіе люди, вдругъ повѣяло мыслью, жизнью, зародились облагоражи­
   вающія сердце стремленія.
        Оживленію родной литературы немало содѣйствовали сочувственное отно­
   шеніе императрицы къ ея представителямъ,        ея личное увлеченіе новыми
   идеями и собственная ея писательская дѣятельность. Въ своей горячей и искрен­
   ней любви къ литературѣ императрица могла почерпать удивительное умѣнье
   возбуждать авторскую дѣятельность. Для этого вспомнимъ хотя ея отношенія
   къ Державину и фонъ­Визину. Ея живое участіе къ успѣхамъ родной лите­
   ратуры, ея искренній интересъ къ судьбѣ писателей, ея собственный при­
   мѣръ,—все это побуждало писателей къ деятельности, возвышало литературу,
   а вмѣстѣ съ тѣмъ и толкало высшіе классы къ развитію.         Вотъ потому­то
   литература екатерининскаго времени и дѣлала такіе успѣхи, такіе исполин­
   скіе шаги впередъ сравнительно съ предшествовавшимъ ея состояніемъ.
        Но императрица скоро поняла, что всего этого еще очень мало для
   искорененія грубости и невѣжества въ обществѣ, гдѣ просвѣщеніе считалось
   вреднымъ для государства, и принялась въ дѣлѣ воспитанія за реформаторскую
   дѣятельность.
        Учрежденіе воспитательныхъ домовъ для подкидышей было результатомъ
   вліянія западныхъ гуманныхъ идей: до тѣхъ поръ у насъ въ Россіи незаконно­
   рожденнымъ дѣтямъ не давали почти никакого пріюта, и самое устройство
   подобныхъ заведеній считалось лишь потворствомъ разврату. Учрежденіе вос­
   питательныхъ домовъ было поручено Бецкому, человѣку въ то время весьма
   приближенному къ императрицѣ и искренно преданному просвѣщенію въ
   Россіи и гуманнымъ идеямъ. Императрица много читала оъ нимъ Лейбница,
   Вольфа, Ньютона, Декарта, Нуффендорфа, Монтескье, Бюффона, Поппе,
   Локка, Мильтона, Вольтера, Даламбера, Руссо, Лагарпа, Дидро и др., пре­
   красно знала его взгляды на воспитаніе, — естественно, что онъ сдѣлался
   главнымъ исполнителемъ и помощникомъ новыхъ учебныхъ и воспитательныхъ
   реформъ Екатерины.
        Императрица прекрасно знала, какъ печальны были условія образованія
   и воспитанія въ ея время. Особенно плохо было, какъ мы уже знаемъ, жен­
   ское образованіе: школъ и пансіоновъ для дѣтей женскаго пола почти не
   существовало, и приходилось исключительно довольствоваться домашнимъ вос­
   питапіемъ. Бецкій, пользовавшійся полнымъ довѣріемъ императрицы, заду­
   малъ создать въ Россіи „новую породу людей*.      Несомненно, мысль эта въ
   немъ постепенно созрѣвала при сочувствіи императрицы, по ея совѣтамъ и
   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74   75