Page 59 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 59
———— 43434343 ————
что усиленныя занятія науками скорѣе губять, чѣмъ возвышаютъ общество.
Онъ старается доказать необходимость отдавать предпочтете нравственности,
а не знаніямъ, и потому воспитаніе считаетъ важнѣе обученія, такъ какъ оно,
по его мнѣнію, формируетъ волю и вліяетъ на весь складъ характера человѣка.
Локкъ много заимствовалъ отъ Монтэня и нѣкоторыя его теоретическія\
положенія лишь развилъ и дополнилъ. Тотъ и другой придаютъ познаніямъ.'
второстепенное значеніе и указываютъ на нравственность и добродѣтель, какъ
на предмета главнаго вниманія, что было естественно въ тѣ времена, когда
нравственная сторона воспитанія находилась въ совершенномъ небреженіи, а
обученіе приняло превратное направленіе.
Фенелонъ (1651 — 1715) въ одномъ изъ своихъ произведеній («Телемакъ»)
представляетъ образенъ мужскаго воспитанія, въ другомъ («Воспитаніе дѣ
вушекъ») выставляетъ цѣль и средства, къ какимъ должно стремиться при
воспитаніи женщины. Фенелонъ въ «Education des filles» говоритъ о физи
ческомъ развитіи ребенка, говоритъ съ отвращеніемъ о господствующемъ обы
чаѣ, сохранившемся до сихъ поръ, запугивать дѣтей страшными разсказами
о привидѣніяхъ и нечистыхъ духахъ, такъ какъ подобные разсказы «ослаб
ляютъ душу ребенка и наполняютъ ее вздоромъ въ ущербъ другимъ, высшимъ
познаніямъ >. Въ воспитаніи онъ проводить принципъ гуманности и допускаетъ
наказанія только въ крайности; при обученіи останавливается на развитіи
естественной любознательности и отводитъ ей широкое мѣсто.
Фенелонъ долго стоялъ во главѣ женскихъ воспитательныхъ учрежденій
и, при своей тонкой наблюдательности, хорошо изучилъ женскую природу,
что дало ему возможность высказать по этому поводу много полезныхъ замѣ
чаній. Недостатки женщинъ онъ объясняетъ ихъ невѣжествомъ: «Изнѣжен
ность», говоритъ онъ, «вѣчная праздность, въ связи съ невѣжествомъ, побуж
даютъ ихъ къ постоянной погонѣ за развлеченіями и вызываютъ нескромное,
ненасытное любопытство. Ихъ страсти живы, а знанія ограниченны; онѣ не
разсуждаютъ и не обдумываютъ своихъ поступковъ,—вотъ почему для дости
женія своихъ цѣлей женщины не гнушаются ничѣмъ и прибѣгаютъ къ такимъ
средствамъ, на которыя не рѣшится порядочный человѣкъ. Такъ какъ жен
щинамъ закрыты всѣ пути, ведущіе мужчинъ къ власти и славѣ, то онѣ
стараются выдвинуться внѣшними сторонами ума и тѣла»...
Во времена Фенелона еще не додумались до сознанія необходимости для
женщины такого же образованія и развитія, какъ и для мужчины. Въ то время
никто не думалъ о ней, какъ о самостоятельной человѣческой личности, поэ
тому Фенелонъ, хотя и выступилъ горячимъ защитникомъ образованія женщинъ,
но въ то же время высказываетъ опасеніе, чтобы «женщины отъ излишняго уче
нія не сдѣлались смѣшными», и сводитъ всѣ женскія обязанности исключи
тельно къ семьѣ, пріурочивая къ этому все женское воспитаніе.
Религіозное образованіе Фенелонъ считаетъ существенно важнымъ при
воспитаніи какъ мужчинъ, такъ и женщинъ, тѣмъ не менѣе онъ и въ то
время находилъ необходимымъ пріучать дѣвушекъ относиться съ недовѣріемъ
къ разнымъ непровѣреннымъ исторіямъ, внушать имъ, чтобы онѣ не привя
зывались къ обрядности, вносимой фанатическимъ рвеніемъ нѣкоторыхъ людей.
Принципы воспитанія дѣвушекъ Фенелона были примѣнены Гжею Мен
тэнонъ къ сенъсирскому королевскому институту, а оттуда были заимствованы
Бецкимъ при учрежденій у насъ перваго института.
Но ни одно произведете не имѣло такого вліянія, какъ «Эмиль или
воспитаніе» Руссо. Не смотря на то, что въ этомъ, далеко не совершенномъ,
даже и для того времени (1762 " г.), трактатѣ о воспитаніи очевидны всѣ