Page 46 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 46
———— 30303030 ————
глупый вездѣ остается за штатомъ. Очень можетъ быть, что все это и было
причиною того, что послѣ крестьянской реформы молодое поколѣніе, не заду
мываясь, повергало во прахъ всѣ прежніе авторитеты, всѣ прежніе кумиры.
Людямъ съ новыми взглядами и новыми идеалами трудно было забыть, что
люди старые и чиновные, такъ долго пользовавшіеся въ обществѣ и семьѣ
авторитетомъ, занимавшіе болѣе видныя мѣста, окруженные всеобщимъ почте
ніемъ и уваженіемъ, подавали лишь примѣръ взяточничества, насилія, разврата
и деспотизма. Если въ XVIII в. девизомъ общества было „почетъ и уваженіе
старости и знатности", то въ періодъ общественнаго возрожденія всѣ упо
ванія и надежды на лучшее будущее возложили на молодежь. Мало
уваженія возбужали и прежніе идеалы. Правда, люди прошлаго столѣ
тія строго соблюдали благочестіе: часто посѣщали храмъ Божій, служили
вСенощныя на дому, подымали иконы, предпринимали хожденія по монасты
рямъ, но это благочестіе и религіозное рвеніе было чисто внѣшняго характера
и легко уживалось съ закоренѣлымъ суевѣріемъ, ханжествомъ, угнетеніемъ
и обидой слабаго, высокомѣріемъ съ низшимъ, издѣвательствомъ надъ не
имущимъ. Суевѣрія людей XVIII в. мало чѣмъ уступали суевѣріямъ предъ
идущей эпохи: и теперь еще боялись лѣшихъ, вѣдьмъ, вѣрили наговорамъ и
нашептыванію, примѣтамъ, гаданію, снамъ, приворотнымъ корешкамъ и зелью,
какъ и прежде боялись дурнаго глаза,—однимъ словомъ, трудно сказать, что
у людей описываемой эпохи было сильнѣе: вѣра въ Бога или въ злую сверхъ
естественную силу.
Посмотримъ же, каково было восиитаніе русскаго юношества XVIII в.
Относительно дѣтей существовали двѣ системы или, точнѣе сказать,
два образа дѣйствія: или строгость, переходящая въ жестокость, или совер
шенная распущенность. Первое встрѣчалось чаще. Дѣти въ такихъ семей
ствахъ должны были безпрекословно подчиняться родительской власти, и отъ
такого безпрекословнаго повиновенія родителямъ ихъ не избавляли ни лѣта,
ни чины.
За малѣйшую оплошность дѣтей наказывали розгами; во многихъ семьяхъ
къ нимъ прибѣгали ежедневно, нерѣдко даже безъ всякой вины со стороны
ребенка, чтобы предупредить зло, пресѣчь его въ корнѣ. Если родители были
чѣмъ нибудь заняты, они поручали экзекуцію кому нибудь изъ домашнихъ.
Впрочемъ, къ тѣлеснымъ наказаніямъ прибѣгали у насъ не только въ XVIII
столѣтіи, но и въ XIX, вплоть до освободительнаго періода, прибѣгаютъ не
рѣдко даже и теперь. Эта возмущающая душу и унижающая человѣческое
достоинство педагогическая мѣра оказываетъ въ высшей степени пагубное
вліяніе и въ физическомъ, и въ нравственномъ отношеніяхъ. Розги, колотушки,
удары и другія тѣлесныя наказанія могутъ повести къ поврежденію тканей,
разрушающихъ жизнь, вызываютъ въ ребенкѣ ужасъ, страхъ, гнѣвъ и другіе
аффекты, внезапно, сразу напрягаютъ всю нервную систему и также вне
запно, когда пройдетъ сильное возбужденіе, ослабляютъ ее. Всего этого мало
мальски разумный воспитатель долженъ избѣгать всѣми зависящими отъ него
мѣрами, такъ какъ подавленіе и обузданіе аффектовъ должно быть одною
изъ наиважнѣйшихъ за'дачъ разумнаго воспитанія. Если же тѣлесныя нака
занія не возбуждаютъ въ ребенкѣ ни страха, ни гнѣва, ни ужаса, что, какъ
мы увидимъ ниже, совершенно разстраиваетъ нервную систему, то это означаетъ,
что его нервы уже расшатаны или то, что въ немъ yase притуплены нрав
ственныя чувства частыми наказаніями, или онъ тупъ вообще, и уже никакъ
не подобными средствами слѣдуетъ пробуждать въ немъ дремлющія мораль
ныя силы.