Page 386 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 386

———— 370370370370 ————

   geometriques" . Цвѣтная мозаика даетъ случай объяснить, какіе цвѣта гар­
   монируютъ между собою; только нужно стараться выбирать такую, гдѣ бы
   не было неопредѣленныхъ цвѣтовъ,        или въ цвѣтахъ слишкомъ нѣжныхъ
   оттѣнковъ.
        Въ нашей китайской головоломкѣ ребенокъ встрѣтитъ еще одну новую
   для него форму — параллелограммъ.     Вы объясняете, что это косой четверо­
   угольникъ, у котораго противулежащія стороны равны и параллельны; точно
    также равны и противулежащіе углы: два изъ этихъ угловъ острые, а два
   тупые. Болѣе длинною діагональю параллелограмъ можно раздѣлить на два
   тупоугольныхъ. а болѣе короткою—на два остроугольныхъ треугольника.
        Все это, конечно слѣдуетъ оживлять бесѣдами. Но такъ какъ мы пред­
   ставили уже достаточно матеріала для бесѣдъ, то будемъ теперь излагать въ
   сжатомъ видѣ только самую сущность дѣла.


                                РисованіеРисованіеРисованіеРисованіе красками.красками.красками.красками.

        Дѣти познакомились съ цвѣтами уже въ 4,         5  лѣтъ,   но пока зна­
   комство это ограничивается тѣмъ, что они, не затрудняясь, отличаютъ одинъ
   отъ другаго семь цвѣтовъ радуги и умѣютъ ихъ назвать. Но вотъ имъ пред­
   стоите множество новыхъ работъ:      плетеніе, вышиваніе, наклеиваніе разно­
   цвѣтныхъ фигуръ.     Какъ въ рисункѣ составить нѣсколько цвѣтовъ, какой
   цвѣтъ идетъ къ другому,—этого они еще не понимаютъ. Между тѣмъ въ на­
   шихъ дѣтскихъ садахъ обыкновенно такъ упражняются въ вышиваніи: ребенку
   даютъ толстую бумагу (ватманскую), на которой уже нарисованъ воспита­
   тельницей контуръ какой нибудь фигурки. Ему указываютъ, гдѣ онъ дол­
   женъ выкалывать; даютъ конецъ красной шерсти и­ говорятъ: „этою шерстью
   ты вышьешь по этимъ проколамъ вотъ эту черту; когда кончишь, приходи,—
   я дамъ шерсть другаго цвѣта". Мнѣ приходилось видѣть, какъ дѣти выши­
   вали чрезвычайно сложныя и красивыя фигурки,           необыкновенно ловко и
   аккуратно выполняя эту работу; между тѣмъ совершенно самостоятельно они
   никогда не могли ее выполнить и черезъ пять, десять стежковъ спрашивали
   воспитательницу: какого цвѣта теперь взять шерсть.
        Между тѣмъ знаніе цвѣтовъ должно заключаться не только въ умѣньи
   каждый цвѣтъ назвать своимъ именемъ, но и въ болѣе основательномъ зна­
   комствѣ   съ ними.   Для этого устройте дѣло такимъ образомъ. Купите ре­
   бенку три кусочка краски: желтой (гумми­гута), синей (берлинской лазури)
   и красной (кармина). Ребенокъ растираетъ эти краски на тарелкѣ, каждую
   отдѣльно.  Затѣмъ на чистомъ листѣ бумаги онъ дѣлаетъ три болынихъ
   круга *)  (см. таблицу ХП, ф. А), которые вмѣстѣ составляютъ         треуголь­
   никъ; между кругами и посрединѣ         пусть онъ сдѣлаетъ по квадратику.
   Кругъ а нужно закрасить желтою краскою, кругъ Ъ синею, а с красною.
   Потомъ ребенокъ смѣшиваетъ желтую краску съ синей, и у него выходитъ
   зеленая, которою онъ закрашиваетъ квадратъ d, находящійся между двумя пер­
   выми основными цвѣтами. Далѣе онъ смѣшиваетъ синюю съ красной,—вы­
   ходитъ фіолетовый цвѣтъ для квадратика д\ наконецъ красный и желтый
   даютъ оранжевый для квадратика й.       Когда же смѣшать всѣ краски, обра­
   зуется черная краска, которую нужно помѣстить въ срединѣ, въ квадратикѣ /.


         *) Круги ребенокъ можетъ проводить иосредетвомъ циркуля, или, но всѣмъ извѣстному
   способу, бумашшй, въ которой сдѣлана дырочка для карандаша
   381   382   383   384   385   386   387   388   389   390   391