Page 386 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 386
———— 370370370370 ————
geometriques" . Цвѣтная мозаика даетъ случай объяснить, какіе цвѣта гар
монируютъ между собою; только нужно стараться выбирать такую, гдѣ бы
не было неопредѣленныхъ цвѣтовъ, или въ цвѣтахъ слишкомъ нѣжныхъ
оттѣнковъ.
Въ нашей китайской головоломкѣ ребенокъ встрѣтитъ еще одну новую
для него форму — параллелограммъ. Вы объясняете, что это косой четверо
угольникъ, у котораго противулежащія стороны равны и параллельны; точно
также равны и противулежащіе углы: два изъ этихъ угловъ острые, а два
тупые. Болѣе длинною діагональю параллелограмъ можно раздѣлить на два
тупоугольныхъ. а болѣе короткою—на два остроугольныхъ треугольника.
Все это, конечно слѣдуетъ оживлять бесѣдами. Но такъ какъ мы пред
ставили уже достаточно матеріала для бесѣдъ, то будемъ теперь излагать въ
сжатомъ видѣ только самую сущность дѣла.
РисованіеРисованіеРисованіеРисованіе красками.красками.красками.красками.
Дѣти познакомились съ цвѣтами уже въ 4, 5 лѣтъ, но пока зна
комство это ограничивается тѣмъ, что они, не затрудняясь, отличаютъ одинъ
отъ другаго семь цвѣтовъ радуги и умѣютъ ихъ назвать. Но вотъ имъ пред
стоите множество новыхъ работъ: плетеніе, вышиваніе, наклеиваніе разно
цвѣтныхъ фигуръ. Какъ въ рисункѣ составить нѣсколько цвѣтовъ, какой
цвѣтъ идетъ къ другому,—этого они еще не понимаютъ. Между тѣмъ въ на
шихъ дѣтскихъ садахъ обыкновенно такъ упражняются въ вышиваніи: ребенку
даютъ толстую бумагу (ватманскую), на которой уже нарисованъ воспита
тельницей контуръ какой нибудь фигурки. Ему указываютъ, гдѣ онъ дол
женъ выкалывать; даютъ конецъ красной шерсти и говорятъ: „этою шерстью
ты вышьешь по этимъ проколамъ вотъ эту черту; когда кончишь, приходи,—
я дамъ шерсть другаго цвѣта". Мнѣ приходилось видѣть, какъ дѣти выши
вали чрезвычайно сложныя и красивыя фигурки, необыкновенно ловко и
аккуратно выполняя эту работу; между тѣмъ совершенно самостоятельно они
никогда не могли ее выполнить и черезъ пять, десять стежковъ спрашивали
воспитательницу: какого цвѣта теперь взять шерсть.
Между тѣмъ знаніе цвѣтовъ должно заключаться не только въ умѣньи
каждый цвѣтъ назвать своимъ именемъ, но и въ болѣе основательномъ зна
комствѣ съ ними. Для этого устройте дѣло такимъ образомъ. Купите ре
бенку три кусочка краски: желтой (гуммигута), синей (берлинской лазури)
и красной (кармина). Ребенокъ растираетъ эти краски на тарелкѣ, каждую
отдѣльно. Затѣмъ на чистомъ листѣ бумаги онъ дѣлаетъ три болынихъ
круга *) (см. таблицу ХП, ф. А), которые вмѣстѣ составляютъ треуголь
никъ; между кругами и посрединѣ пусть онъ сдѣлаетъ по квадратику.
Кругъ а нужно закрасить желтою краскою, кругъ Ъ синею, а с красною.
Потомъ ребенокъ смѣшиваетъ желтую краску съ синей, и у него выходитъ
зеленая, которою онъ закрашиваетъ квадратъ d, находящійся между двумя пер
выми основными цвѣтами. Далѣе онъ смѣшиваетъ синюю съ красной,—вы
ходитъ фіолетовый цвѣтъ для квадратика д\ наконецъ красный и желтый
даютъ оранжевый для квадратика й. Когда же смѣшать всѣ краски, обра
зуется черная краска, которую нужно помѣстить въ срединѣ, въ квадратикѣ /.
*) Круги ребенокъ можетъ проводить иосредетвомъ циркуля, или, но всѣмъ извѣстному
способу, бумашшй, въ которой сдѣлана дырочка для карандаша