Page 388 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 388
— 372 —
можно не только сохранять, но и употреблять во многихъ случаяхъ, на
примѣръ коробочки, пѣтушки, сумки, кораблики, и т. п. Сгибаніе бумаги
требуетъ большой точности въ исполненіи, что, разумѣется, очень полезно
для дѣтей, не пріученныхъ къ аккуратности, но такъ какъ при этомъ оно и
довольно сильно напрягаетъ ихъ вниманіе, то этою работою слѣдуетъ занимать
весьма не долго.
Сгибаніемъ бумаги пользуются обыкновенно, чтобы объяснить элементар
ный курсъ геометріи. Но если это и необходимо въ школѣ, то для маленькихъ
дѣтей въ дошкольный періодъ намъ кажется черезъ чуръ преждевремепнымъ.
На таблицѣ XI, гдѣ у насъ показано, въ чемъ состоитъ сгибаніе, слѣдуетъ
такимъ образомъ дѣлать фигуры: № 1 (сверху) представляетъ квадратную
бумажку, точечныя линіи означаютъ сгибы; Ѣ 2—тотъ же квадратъ, только
всѣ четыре угла загнуты въ самый центръ; № 3—выходитъ изъ № 2, только
половина краевъ загнуты въ немъ на нижнюю, гладкую сторону; въ этомъ
видѣ фигурка представляетъ осьмиугольникъ. На той же таблицѣ жизненныя
формы (находящіяся внизу) дѣлаются такимъ образомъ: берутъ осьмушку или
полъ листика бумаги и сгибаютъ ее въ прямую линейку, только не одинъ
въ одинъ, а одинъ разъ къ себѣ, другой разъ отъ себя. JV?. 1, таблица XI
(второй рядъ снизу) представляетъ бумагу такимъ образомъ согнутую. Если
вы возьмете такую бумагу за одинъ конецъ, а другой расширите—у вась
вѣеръ; раздвиньте ее съ обѣихъ сторонъ и поставьте на столъ—будутъ
ширмы, «№ 2; № 3—та же фигура, что и предъидущая, только еще перегнутая
по срединѣ.
Болѣе всего полезнымъ кажется намъ заставлять дѣтей сгибать простые
предметы: лодочки, куколки, шляпочки, солонки, коробочки и проч. Это за
нятіе необыкновенно полезно для развитія вѣрности глаза и ловкости въ ру
кахъ, помогаетъ развитію чувства симметріи и, добавимъ еще, по дешевизнѣ
матеріала доступно самому бѣдному человѣку; вслѣдствіе этого его возможно
ввести рѣшительно во всѣхъ семействахъ. Ни изъ одного матеріала нельзя
сдѣлать такого множества прелестныхъ и простыхъ вещицъ, доступныхъ дѣ
тямъ даже отъ 3хъ—4хълѣтняго возраста, какъ изъ бумаги. Прекрасное
понятіе о томъ, какую массу разнообразныхъ работъ могутъ дѣлать изъ бу
маги самыя маленькія дѣти, дастъ книга „Le monde en papier" par melle
Marie Koenig, inspectrice des ecoles maternelles. Въ этой книгѣ воспитательницы
найдутъ не только образцы для сгибанія бумаги, но и для рисованія по сѣти,
а также не мало драгоцѣнныхъ совѣтовъ и по другимъ занятіямъ для дѣтей
дошкольнаго возраста.
При сгибаніи бумаги, для полученія возможно правильныхъ и красивыхъ
формъ, нужно придерживаться слѣдующаго правила: слѣдуетъ какъ можно
фигуръ до самыхъ сложныхъ; 2) Das Flechten (Плѳтеніе)—для дѣтей отъ 3 до 4 лѣтъ. Тутъ
сначала вамъ даютъ самые иростенькіе узоры, а въ концѣ—фигуры животныхъ, зданій и т. н.
3) Das Рарреп (Картонажъ) отъ 5—14 лѣтъ. Рисунки представляютъ фигуры выкроекъ для
клейки моделей геометрическпхъ тѣлъ, предметовъ домашней обстановки и т. п. 4) Das Aus
stechen (Выкалываніе). Рисунки представляютъ изображенія домашнихъ и дикихъ животныхъ,
растенія, людей при различныхъ занятіяхъ, предметы домашней обстановки; 5) Das Stabchen
legen. Рисунки для выкладыванія палочекъ, пластинокъ дугъ и колецъ; 6) Erbsenerarbeiten.
(Работы изъ гороха и спичекъ). Рисунки изображ. геометрическія формы, предметы домашней
обстановки; 7) Das Netzzeichnen. (Рисованіе по сѣткѣ). Рисунки. представляютъ сочетаиіе крн
выхъ, изогнутыхъ и ломанныхъ линій, для дѣтей отъ 7 до 9 лѣтъ; 8) Das' Thonmodelliren .
(Лѣпка изъ глины). Эта тетрадь представл. упражненія сначала въ лѣнкѣ простыхъ формъ, а
потомъ предметы домашней обстановки; 9) Das Verschranken. (Работы изъ лучины); 10) Das
Ausschneiden. (Вырѣзаніе изъ бумаги). Каждая тетрадь снабжена предисловіемъ, показываю
щимъ, какъ и въ какомъ порядкѣ вести эти занятія.