Page 388 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 388

— 372 —

   можно не только сохранять, но и употреблять во многихъ случаяхъ, на­
   примѣръ коробочки, пѣтушки, сумки, кораблики, и т. п. Сгибаніе бумаги
   требуетъ большой точности въ исполненіи, что, разумѣется, очень полезно
   для дѣтей, не пріученныхъ къ аккуратности, но такъ какъ при этомъ оно и
   довольно сильно напрягаетъ ихъ вниманіе, то этою работою слѣдуетъ занимать
   весьма не долго.
        Сгибаніемъ бумаги пользуются обыкновенно, чтобы объяснить элементар­
   ный курсъ геометріи. Но если это и необходимо въ школѣ, то для маленькихъ
   дѣтей въ дошкольный періодъ намъ кажется черезъ чуръ преждевремепнымъ.
   На таблицѣ XI, гдѣ у насъ показано, въ чемъ состоитъ сгибаніе, слѣдуетъ
   такимъ образомъ дѣлать фигуры: № 1 (сверху) представляетъ квадратную
   бумажку, точечныя линіи означаютъ сгибы; Ѣ 2—тотъ же квадратъ, только
   всѣ четыре угла загнуты въ самый центръ; № 3—выходитъ изъ № 2, только
   половина краевъ загнуты въ немъ на нижнюю, гладкую сторону; въ этомъ
   видѣ фигурка представляетъ осьмиугольникъ. На той же таблицѣ жизненныя
   формы (находящіяся внизу) дѣлаются такимъ образомъ: берутъ осьмушку или
   полъ листика бумаги и сгибаютъ ее въ прямую линейку, только не одинъ
   въ одинъ, а одинъ разъ къ себѣ, другой разъ отъ себя. JV?. 1, таблица XI
   (второй рядъ снизу) представляетъ бумагу такимъ образомъ согнутую. Если
   вы возьмете такую бумагу за одинъ конецъ, а другой расширите—у вась
   вѣеръ; раздвиньте ее съ обѣихъ сторонъ и поставьте на столъ—будутъ
   ширмы, «№ 2; № 3—та же фигура, что и предъидущая, только еще перегнутая
   по срединѣ.
        Болѣе всего полезнымъ кажется намъ заставлять дѣтей сгибать простые
   предметы: лодочки, куколки, шляпочки, солонки, коробочки и проч. Это за­
   нятіе необыкновенно полезно для развитія вѣрности глаза и ловкости въ ру­
   кахъ, помогаетъ развитію чувства симметріи и, добавимъ еще, по дешевизнѣ
   матеріала доступно самому бѣдному человѣку; вслѣдствіе этого его возможно
   ввести рѣшительно во всѣхъ семействахъ. Ни изъ одного матеріала нельзя
   сдѣлать такого множества прелестныхъ и простыхъ вещицъ, доступныхъ дѣ­
   тямъ даже отъ 3­хъ—4­хъ­лѣтняго возраста, какъ изъ бумаги. Прекрасное
   понятіе о томъ, какую массу разнообразныхъ работъ могутъ дѣлать изъ бу­
   маги самыя маленькія дѣти, дастъ книга „Le monde en papier" par m­elle
   Marie Koenig, inspectrice des ecoles maternelles. Въ этой книгѣ воспитательницы
   найдутъ не только образцы для сгибанія бумаги, но и для рисованія по сѣти,
   а также не мало драгоцѣнныхъ совѣтовъ и по другимъ занятіямъ для дѣтей
   дошкольнаго возраста.
        При сгибаніи бумаги, для полученія возможно правильныхъ и красивыхъ
   формъ, нужно придерживаться слѣдующаго правила: слѣдуетъ какъ можно


   фигуръ до самыхъ сложныхъ; 2) Das Flechten (Плѳтеніе)—для дѣтей отъ 3 до 4 лѣтъ. Тутъ
   сначала вамъ даютъ самые иростенькіе узоры, а въ концѣ—фигуры животныхъ, зданій и т. н.
   3) Das Рарреп (Картонажъ) отъ 5—14 лѣтъ. Рисунки представляютъ фигуры выкроекъ для
   клейки моделей геометрическпхъ тѣлъ, предметовъ домашней обстановки и т. п. 4) Das Aus­
   stechen (Выкалываніе). Рисунки представляютъ изображенія домашнихъ и дикихъ животныхъ,
   растенія, людей при различныхъ занятіяхъ, предметы домашней обстановки; 5) Das Stabchen­
   legen. Рисунки для выкладыванія палочекъ, пластинокъ дугъ и колецъ; 6) Erbsenerarbeiten.
   (Работы изъ гороха и спичекъ). Рисунки изображ. геометрическія формы, предметы домашней
   обстановки; 7) Das Netzzeichnen. (Рисованіе по сѣткѣ). Рисунки. представляютъ сочетаиіе крн­
   выхъ, изогнутыхъ и ломанныхъ линій, для дѣтей отъ 7 до 9 лѣтъ; 8) Das' Thonmodelliren .
   (Лѣпка изъ глины). Эта тетрадь представл. упражненія сначала въ лѣнкѣ простыхъ формъ, а
   потомъ ­предметы домашней обстановки; 9) Das Verschranken. (Работы изъ лучины); 10) Das
   Ausschneiden. (Вырѣзаніе изъ бумаги). Каждая тетрадь снабжена предисловіемъ, показываю­
   щимъ, какъ и въ какомъ порядкѣ вести эти занятія.
   383   384   385   386   387   388   389   390   391   392   393