Page 384 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 384
— 368 —
шьемъ мѣшки, считаемъ орѣхи, да играемъ на нихъ въ „четъ и нечетъ".
Но какъто зимой, въ день моихъ имянинъ, крестная мать подарила мнѣ
маленыгій органчикъ. Это была у меня первая дорогая игрушка. Заведу бы
вало машинку, и органчикъ наигрываетъ какую нибудь пьеску, а въ это
время вокругъ стола соберутся братья и сестры. Но не долго я гордилась
своей игрушкой: она меня начала искушать, какъ и кукла. Съ этимъ иску
шеніемъ я боролась цѣлую недѣлю, пока въ одно прекрасное утро мнѣ
вдругъ не показалось, что я, разсмотрѣвъ механику и внутренность орган
чика, съумѣю на столько ловко все снова уладить, что онъ по прежнему
будетъ хорошо играть.
Послѣ этого я тотчасъ сорвала верхнюю доску, вынула проволоку и
круглый валъ, который вертѣлся при игрѣ и осталась... ни причемъ. Не
думайте, что я наказана" была только тѣмъ, что лишилась игрушки: потеря
ея надолго навлекла на меня множество огорченій. Мать заявила мнѣ, что
такъ какъ я не съумѣла сберечь даже дорогой и занимательной игрушки, то
она считаетъ безполезнымъ что нибудь мнѣ покупать. Братья и сестры при
моемъ приближены всегда кричали: „уходи, уходи, а то ты сейчасъ пойдешь
допытываться, что внутри нашихъ игрушекъ и все перепортишь".
Подумайте, какъ счастливы вы дѣти, что можете сами сдѣлать для себя
такое множество различныхъ игрушекъ изъ Фребелевскихъ даровъ, вспомните,
сколько удовольствія доставляли вамъ постройки изъ кубиковъ и плитокъ;
переплетаніе изъ бумажныхъ полосокъ, раскладываніе лучинъ и спичекъ,
выкалываніе, рисованіе и другія занятія, — сколько вызывали они живыхъ и
пріятныхъ бесѣдъ. Весь этотъ матеріалъ и придумалъ Фребель, въ память
котораго мы строимъ теперь памятникъ. Онъ видѣлъ, что безъ занятій дѣти
скучаютъ, ссорятся, привыкаютъ мучить животныхъ и становятся злыми. Къ
тому же съ бумажными лошадками и куколками, которыя были у насъ, сы
граешь въ двѣ, три игры, и трудно что нибудь придумать больше, а съ
игрушками, которыя дѣтямъ далъ Фребель, чѣмъ больше играешь, тѣмъ болѣе
выучивается придумывать.
При постройкѣ таблицы У, № 1—„село съ церковью и часовней",—
можно представить ребенку цѣлую картину сельской жизни простолюдина.
Если такою работой онъ занятъ лѣтомъ, разскажите о полевыхъ деревен
скихъ работахъ: о жнитвѣ, покосѣ и т. п., представьте, какъ крестьянинъ
проводить и праздничные дни съ утра до поздняго вечера. Много подобныхъ
разсказовъ читатель найдетъ въ нашей книгѣ: „Изъ русской жизни и при
роды".
О ПЛОСКОСТЯХЪ.
Квадратъ.Квадратъ.Квадратъ.Квадратъ.
Изъ шести даровъ ребенокъ довольно хорошо долженъ былъ ознако
миться съ различными тѣлами; теперь можно перейти къ знакомству съ плос
костями. Для этого существуете различный матеріалъ: вы можете купить
квадратики и треугольники, деревянные или изъ картона, оклеенные разно
цвѣтной бумагой. Послѣдніе намъ кажутся гораздо цѣлесообразнѣе: они,
также какъ и деревянные, знакомятъ ребенка съ формою, да еще даютъ по
нятіе о цвѣтѣ. Если кому коробка съ разноцвѣтными треугольниками пока