Page 381 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 381
— 365 —
картофелемъ, всю здоровую пищу отдавая на обѣдъ своимъ воспитанникамъ,
и въ концѣ коицовъ всетаки долженъ бить закрыть пріютъ. Трудно ска
зать, какъ тяжело, какъ обидно было Песталоцци, столько потрудившись,
остаться въ совершенной нищетѣ и безъ любимаго дѣла, но онъ не упалъ
духомъ: теперь, когда онъ не училъ дѣтей, онъ все же проводилъ время въ
болыпихъ трудахъ: много писалъ полезнаго для чтенія народа, — и наконецъ
ему опять удалось открыть новый пріютъ.
Въ это время, въ той мѣстности, гдѣ жилъ Песталоцци, была война,
и осталось множество осиротѣвшихъ дѣтей. Вотъ этихъ то дѣтей и другихъ
безпріютныхъ, бродягъ, нищихъ онъ принялъ въ свое заведеніе. Эти дѣти
были въ самомъ жалкомъ видѣ: грязны до нельзя, въ чесоткѣ, со струпьями
на головѣ, исхудалыя отъ холода, голода и всевозможныхъ болѣзней, они
походили скорѣе на скелетовъ, чѣмъ на живыхъ людей. Тѣ изъ нихъ, ко
торыя были получше одѣты, держались въ сторонѣ и ни за что не хотѣли
связываться съ бѣдняками. Большинство изъ нихъ были самыя безнравствен
ныя, испорченныя дѣти. Нищенство и скитальчество пріучили ихъ къ по
прошайству, къ грубости и лѣни. Многіе изъ нихъ поступали въ школу
только потому, что надѣялись безъ всякаго труда получать пищу.
Вотъ какія дѣти наполнили школу Песталоцци, и онъ одинъ, безъ вся
кой помощи, безъ прислуги, безъ учителейпомощниковъ, сталъ ихъ учите
лемъ, дворникомъ, слугою, нянею, сидѣлкой, любящимъ отцомъ, начальни
комъ. Всякая помощь, въ которой кто нибудь изъ нихъ нуждался, всякое на
ставленіе—все было отъ него одного, шло прямо отъ его сердца. Сгруснется
ли кому изъ дѣтей, они бѣгутъ къ нему и довѣряютъ ему свое горе,—по
плачутъ вмѣстѣ, и легче. А когда они веселы, какое счастье было для Пе
сталоцци! Онъ забывалъ свой возрастъ, прыгалъ, бѣгалъ, веселился съ ними;
заболѣетъ ли кто, и онъ цѣлыя ночи не отходитъ отъ изголовья больнаго.
Не смотря на безсонную ночь, онъ утромъ рано начинаетъ убирать свою
школу, помогаетъ одѣваться меньшимъ и слабымъ. И дѣти, видя, какъ тру
дится учитель, и сами стыдились сидѣть сложа руки, мало по малу приста
вали къ нему, помогали въ работѣ. Но не привыкшія къ труду дѣти еще
долго говорили ему всякія грубости и дѣлали разныя непріятности. Однако
понемногу всѣ сильно привязались къ нему и немудрено: вѣдь почти всѣ
они только первый разъ отъ него видѣли любовь и ласку. Часто, когда они
прижимались къ его груди, онъ спрашивалъ ихъ: „захотители, вы, когда
выростите, жить какъ и я, въ кругу бѣдныхъ и несчастныхъ, учить ихъ и
дѣлать добрыми цругихъ людей?" Обыкновенно всѣ со слезами отвѣчали на
это: „дай Богъ, чтобы я могъ дойти до этого".
И дѣйствительно воспитанники Песталоцци скоро показали на дѣлѣ, что
они измѣнились и желали подражать своему отцу и учителю. Въ сосѣдней
мѣстности пожаръ опустошилъ все селеніе. Толкуя съ дѣтьми объ этомъ со
бытіи, Пестолоцци сказалъ: „Такъ можетъ быть, дѣти, въ эту минуту тамъ
бродитъ до ста малютокъ, безъ крова, пищи и одежды. Ж.елаете ли вы хотя
человѣкъ 20ть изъ нихъ пріютить въ нашемъ домѣ?"—„Да, да, желаемъ!"
кричали ему въ отвѣтъ.—„Но вѣдь вы знаете, наши средства и безъ того
плохи; мы и сами очень часто нуждаемся, должны много работать, а ради
этихъ бѣдныхъ вы будете принуждены еще гораздо больше работать, меньше
ѣсть, даже дѣлиться съ ними вашимъ платьемъ..."
— Пусть всѣ они придутъ сюда! отвѣчали дѣти, — мы всѣ согласны
больше работать и меньше ѣсть!—Это была самая счастливая, самая лучшая
минута въ жизни Песталоцци, такъ какъ онъ видѣлъ, что труды его не про