Page 381 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 381

— 365 —

   картофелемъ, всю здоровую пищу отдавая на обѣдъ своимъ воспитанникамъ,
   и въ концѣ коицовъ все­таки долженъ       бить закрыть пріютъ. Трудно ска­
   зать, какъ тяжело, какъ обидно было Песталоцци, столько потрудившись,
   остаться въ совершенной нищетѣ и безъ любимаго дѣла, но онъ не упалъ
   духомъ: теперь, когда онъ не училъ дѣтей, онъ все же проводилъ время въ
   болыпихъ трудахъ: много писалъ полезнаго для чтенія народа, — и наконецъ
   ему опять удалось открыть новый пріютъ.
        Въ это время, въ той мѣстности, гдѣ жилъ       Песталоцци, была война,
   и осталось множество осиротѣвшихъ дѣтей. Вотъ этихъ то дѣтей и другихъ
   безпріютныхъ, бродягъ, нищихъ онъ принялъ въ свое заведеніе.        Эти дѣти
   были въ самомъ жалкомъ видѣ: грязны до нельзя, въ чесоткѣ, со струпьями
   на головѣ, исхудалыя отъ холода, голода и всевозможныхъ болѣзней, они
   походили скорѣе на скелетовъ, чѣмъ на живыхъ людей. Тѣ изъ нихъ, ко­
   торыя были получше одѣты, держались въ сторонѣ и ни за что не хотѣли
   связываться съ бѣдняками. Большинство изъ нихъ были самыя безнравствен­
   ныя, испорченныя дѣти. Нищенство и скитальчество пріучили ихъ къ по­
   прошайству, къ грубости и лѣни. Многіе изъ нихъ поступали въ школу
   только потому, что надѣялись безъ всякаго труда получать пищу.
        Вотъ какія дѣти наполнили школу Песталоцци, и онъ одинъ, безъ вся­
   кой помощи, безъ прислуги, безъ учителей­помощниковъ, сталъ ихъ учите­
   лемъ, дворникомъ, слугою, нянею, сидѣлкой, любящимъ отцомъ, начальни­
   комъ. Всякая помощь, въ которой кто нибудь изъ нихъ нуждался, всякое на­
   ставленіе—все было отъ него одного, шло прямо отъ его сердца. Сгруснется
   ли кому изъ дѣтей, они бѣгутъ къ нему и довѣряютъ ему свое горе,—по­
   плачутъ вмѣстѣ, и легче. А когда они веселы, какое счастье было для Пе­
   сталоцци! Онъ забывалъ свой возрастъ, прыгалъ, бѣгалъ, веселился съ ними;
   заболѣетъ ли кто, и онъ цѣлыя ночи не отходитъ отъ изголовья больнаго.
   Не смотря на безсонную ночь, онъ утромъ рано начинаетъ убирать свою
   школу, помогаетъ одѣваться меньшимъ и слабымъ. И дѣти, видя, какъ тру­
   дится учитель, и сами стыдились сидѣть сложа руки, мало по малу приста­
   вали къ нему, помогали въ работѣ. Но не привыкшія къ труду дѣти еще
   долго говорили ему всякія грубости и дѣлали разныя непріятности. Однако
   понемногу всѣ сильно привязались къ нему и немудрено: вѣдь почти всѣ
   они только первый разъ отъ него видѣли любовь и ласку. Часто, когда они
   прижимались къ его груди, онъ спрашивалъ ихъ:        „захотите­ли, вы, когда
   выростите, жить какъ и я, въ кругу бѣдныхъ и несчастныхъ, учить ихъ и
   дѣлать добрыми цругихъ людей?" Обыкновенно всѣ со слезами отвѣчали на
   это: „дай Богъ, чтобы я могъ дойти до этого".
        И дѣйствительно воспитанники Песталоцци скоро показали на дѣлѣ, что
   они измѣнились и желали подражать своему отцу и учителю. Въ сосѣдней
   мѣстности пожаръ опустошилъ все селеніе. Толкуя съ дѣтьми объ этомъ со­
   бытіи, Пестолоцци сказалъ: „Такъ можетъ быть, дѣти, въ эту минуту тамъ
   бродитъ до ста малютокъ, безъ крова, пищи и одежды. Ж.елаете ли вы хотя
   человѣкъ 20­ть изъ нихъ пріютить въ нашемъ домѣ?"—„Да, да, желаемъ!"
   кричали ему въ отвѣтъ.—„Но вѣдь вы знаете, наши средства и безъ того
   плохи; мы и сами очень часто нуждаемся, должны много работать, а ради
   этихъ бѣдныхъ вы будете принуждены еще гораздо больше работать, меньше
   ѣсть, даже дѣлиться съ ними вашимъ платьемъ..."
        — Пусть всѣ они придутъ сюда! отвѣчали дѣти, — мы всѣ согласны
   больше работать и меньше ѣсть!—Это была самая счастливая, самая лучшая
   минута въ жизни Песталоцци, такъ какъ онъ видѣлъ, что труды его не про­
   376   377   378   379   380   381   382   383   384   385   386