Page 385 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 385

— 369 —

  жется дорога, то ихъ очень легко приготовить самимъ. Возьмите листъ дам­
   ской папки, съ обѣихъ сторонъ оклейте его цвѣтной бумагой, но такъ, чтобы
   верхъ и низъ были одного пвѣта. При этомъ вы должны имѣть въ виду, что
  треугольники и квадратики, которые вы нарѣжете изъ этой папки, должны
   быть семи основныхъ цвѣтовъ; поэтому вамъ слѣдуетъ въ бумажномъ мага­
   зинѣ запастись листами бумаги этихъ цвѣтовъ. Квадратики лучше дѣлать
   такой величины, какъ стороны болыпаго        деревяннаго куба, съ которымъ
  дѣти ознакомились при постройкахъ изъ предыдущихъ даровъ.
        Ребенокъ знакомится съ плоскостями не ранѣе 7­ми лѣтъ. Чтобы на­
   гляднѣе утвердить въ ребенкѣ понятіе о квадратѣ, вы можете взять гптукъ
   12 нарѣзанныхъ квадратиковъ, положить ихъ одинъ на другой, такъ чтобы
   вышелъ настоящей кубъ, и затѣмъ разобрать всѣ квадратики. Ребенокъ уви­
   дитъ, что изъ куба можно получить много тоненькихъ дощечекъ или ква­
   дратиковъ.
        Ребенокъ долженъ обводить квадратики и треугольники карандашемъ.
   вырѣзать ихъ изъ бумаги различной величины. При этомъ вы объясняете,
   что въ квадратѣ противоположныя стороны идутъ по одному направленію
   въ равномъ разстояніи другъ отъ друга, т. е. параллельны и одинаковы по
   величйнѣ. Заставляйте ребенка сосчитать углы квадрата, объясните ему, что
   углы, у которыхъ одна сторона идетъ отвѣсно (вертикально), а другая ле­
   житъ прямо (горизонтально), называются прямыми. Когда ребенокъ разрѣ­
   жетъ бумажный квадратъ отъ одного        угла до другаго   (по діагонали), вы
   заставите его сосчитать углы въ двухъ полученныхъ отъ квадрата половин­
   кахъ и объясните, что,    такъ какъ онъ насчиталъ въ каждой изъ нихъ по
   три угла, то такія фигуры называются ' треугольниками. Вы указываете ему,
   что одинъ уголъ въ полученномъ треугольникѣ прямой, а два другіе острые,
   вы говорите, что такъ какъ тутъ есть одинъ прямой уголъ, то треугольникъ
   называется прямоугольнымъ.    Затѣмъ,   заставивъ ребенка смѣрить стороны
   этого треугольника, показываете ему, что двѣ изъ этихъ сторонъ равны
   между собою, а треугольники, у которыхъ двѣ стороны равны между собою,
   называются равнобедренными.
        Затѣмъ вы заставляете ребенка разрѣзать бумажный квадратъ двумя
   пересѣкающимися діагоналями. Онъ получитъ 4 такіе же треугольника, но
   поменьше. Потомъ вы дѣлите четвероугольникъ вдоль пополамъ и отъ верх­
   ней средней точки проводите линіи вправо и влѣво къ угламъ: если обрѣ­
   зать четвероугольникъ по этимъ линіямъ, то выйдетъ треугольникъ, гдѣ всѣ
   углы острые; вы говорите, такіе треугольники называются остроугольными,
   но такъ какъ и въ каждомъ изъ нихъ двѣ стороны равны между собою, то
   они также равнобедренные. Для сравненія вы можете вырѣзать и тупоуголь­
   ный треугольникъ; указываете ребенку, что тупымъ угломъ называется такой,
   который больше прямаго. Пускай ребенокъ сравнитъ всѣ три рода треуголь­
   никовъ и найдетъ эти формы въ обыденныхъ предметахъ.
        Затѣмъ можно предоставить ему составлять изъ квадратиковъ и тре­
   угольниковъ различныя фигурки. Если онъ будетъ затрудняться выдумывать
   свое, то воспитатель можетъ складывать съ нимъ, взявъ въ образецъ прило­
   женные чертежи на таблицѣ X. Цвѣта онъ будетъ самъ подбирать. При
   этомъ можемъ указать на двѣ игрушки, которыя помогаютъ знакомству съ
   формами, а одна изъ нихъ кромѣ того полезна для ознакомленія съ цвѣтами;
   это: цвѣтная мозаика и китайская головоломка, состоящая изъ 2 болыпихъ
   и 3 маленькихъ прямоугольныхъ треугольниковъ,         1 равнобедреннаго тре­
   угольника и 1 параллелограмма. — Она продается съ надписью „Problemes
                                                                          24242424
   380   381   382   383   384   385   386   387   388   389   390