Page 390 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 390
———— 374374374374 ————
ТканьеТканьеТканьеТканье илиилиилиили плетенье.плетенье.плетенье.плетенье.
Тканье или плетенье имѣетъ важное значеніе для нагляднаго знакомства
съ числомъ, съ цвѣтомъ и для развитія въ дѣтяхъ вкуса и чувства симметріи.
Ребенокъ приподнимаетъ на фонѣ по двѣ, по три прорѣзанныя полоски, за
тѣмъ слѣдующія накрываетъ бумажной тесемкой и считаетъ, сколько накрылъ,
сколько оставилъ полосокъ. Онъ привыкаетъ дѣлать это безъ всякаго понуж
денія, такъ какъ самъ видитъ, что иначе непремѣнно ошибется. Такое заня
тіе можно давать ребенку уже въ три года, и это одна изъ причинъ—доро
жить такою работой. Занятій для 6ти, 7милѣтнихъ дѣтей гораздо больше,
чѣмъ для самыхъ маленькихъ, между тѣмъ многія изъ нихъ обнаруживаютъ
сильное стремленіе потрудиться надъ чѣмънибудь, гдѣ бы работали не только
ихъ руки, но и голова!
Матеріаломъ для тканья служитъ слѣдующее: 1) маленькій листокъ одно
цвѣтной бумаги—коричневой или голубой. Листокъ этотъ можетъ быть
только немного больше узоровъ для тканья, помѣщенныхъ нами на таблицѣ.
Если вы даете ткать на болыпихъ листахъ, то ребенокъ не можетъ кончить
эту работу въ одинъ разъ, что неудобно во многихъ отношеніяхъ. Ему и
надоѣдаетъ другой разъ дѣлать тотъ же рисунокъ, да и каждому, дѣйстви
тельно, пріятнѣе видѣть результатъ труда скорѣе, чѣмъ позже.
Листикъ, на которомъ плетутъ, долженъ быть прорѣзанъ въ длину тон
кими полосками, только прорѣзы эти не должны доходить до концовъ, такъ
что кругомъ остается со всѣхъ сторонъ замкнутая каемка (смотри таблицу
XIY, фигуру подъ буквою А).
2) Кромѣ названнаго матеріала необходима еще игла: это простая полу
круглая палочка, гладко выструганная, съ ушкомъ на концѣ; величина ея
должна быть нѣсколько больше листика, на которомъ будутъ плести. Но вмѣ
сто того, чтобы покупать такія иголки, дѣти сами могутъ приготовлять ихъ
въ большомъ числѣ.
Возьмите тоненькую палочку, такую, какую употребляютъ для спичекъ
(онѣ же служатъ для выкладыванія и при работахъ изъ гороха); расщепите
кончикъ этой палочки перочиннымъ ножемъ, а другой нѣсколько округлите,
и вотъ вамъ иголка, которая будетъ ломаться нѣсколько чаще, чѣмъ первая,
но, не смотря на это, ничуть не обойдется вамъ дороже. Кромѣ листка и
иголки нужно еще приготовить узкія полоски бумаги. Такую полоску ущем
ляютъ въ расщепъ иголки и пропускаютъ иглу черезъ прорѣзы листа, то
вверхъ, то внизъ. На первый разъ ребенокъ плететъ черезъ одну, т. е. одну
полоску листка подымаете, а слѣдующую накрываетъ той полоской, которая
у него въ иглѣ, затѣмъ черезъ двѣ, черезъ три, — одну подымаетъ, а три
пропускаютъ и наоборотъ; послѣ этого онъ уже дѣлаетъ различные узоры.
Когда все плетеніе кончено, его переворачиваютъ, подклеиваютъ кончики те
семокъ, а если они такъ длинны, что торчатъ и съ правой стороны, то ихъ
подрѣзаютъ. Если наблюдать, чтобы ребенокъ бралъ листокъ одного цвѣта,
а тесемки бумажныя другаго и при этомъ цвѣта гармонировали бы между
собой, то выходятъ прехорошенькія плетенки. Эти работы ребенокъ не только
можетъ сохранять, но и украшать ими разные предметы, что разумѣется,
его необыкновенно радуетъ. Онъ можетъ самъ склеить изъ папки родъ не
болыпаго цилиндра, открытаго съ двухъ сторонъ, сверху обклеить его своею
плетенкой, края обрамить подходящею цвѣтною бумажною тесемкою другаго
цвѣта,—и вотъ у него хорошенькое кольцо на салфетку. Наклеилъ эту пле