Page 394 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 394
— 378 —
безъ рисунка, и затѣмъ наклеиваетъ во вторую тетрадь. Въ третьей те
традюъ онъ будетъ вырѣзать уже съ дѣйствительныхъ предметовъ: возьметъ
кофейникъ, пристально осмотритъ его со всѣхъ сторонъ, вырѣжетъ и на
клеитъ. Болѣе трехъ фигурокъ ребенокъ и не долженъ вырѣзать; сначала же
вырѣзаніе можно расположить такъ, что одинъ день онъ вырѣзаетъ по ри
сунку, на другой — копируетъ его, а въ третій вырѣзаетъ съ дѣйствитель
ныхъ предметовъ. Хорошо также давать вырѣзать геометрическія тѣла: квад
раты, различные треугольники и осьмиугольники. Для этого уже нужна чет
вертая тетрадка, которую мы сдѣлаемъ изъ бѣлой бумаги. Такъ однимъ
вырѣзаніемъ можно достигать многихъ цѣлей: утверждать въ памяти пред
ставленіе о геометрическихъ тѣлахъ, давать возможность еще болѣе знако
миться съ цвѣтомъ и развивать чувство симметріи.
При вырѣзаніи съ дѣйствительныхъ предметовъ пусть дѣти руковод
ствуются тѣмъ же правиломъ, какъ и при постройкахъ изъ кубовъ, т. е.
вырѣжутъ сначала предметы, которые находятся у нихъ въ комнатѣ, затѣмъ
то, что находится на дворѣ, и проч.
Клеить лучше всего гуммиарабикомъ, коробочка порошка котораго
стоитъ 20 коп. Можно также клеить варенымъ крахмаломъ. Если клеемъ
замазывать всю ту сторону картинки, которую вы хотите приклеить на те
традку, то у васъ и клею выйдетъ много, да и бумага будетъ коробиться;
клеемъ слѣдуетъ обвести только по краямъ вырѣзаннаго предмета. Наклеивши,
слѣдуетъ тотчасъ положить на это мѣсто лйстъ чистой бумаги, а на него
прессъ или тяжелую книгу. Намазывать клей слѣдуетъ кистью, но она должна
быть прик^ѣлена не къ перышку, а къ палочкѣ толщиною съ карандашъ и
длиною нѣсколько болѣе его, такъ чтобы ребенокъ совершенно свободно
могъ управлять ею.
Чуть не въ каждой бумажной и игрушечной лавочкѣ продаются кар
тинки для вырѣзанія отъ 3 до . 10 к. Дѣти страстно любятъ это занятіе, и
оно въ высшей степени полезно для нихъ, если только родители, при по
купкѣ картинокъ, умѣютъ выбрать наиболѣе подходящія изъ нихъ, какъ
напр. сценки изъ домашней дѣтской жизни, деревенскія работы, домашнюю
утварь, мебель, изображеніе городскихъ и деревенскихъ построекъ и знако
мыхъ ребенку животныхъ. Вырѣзавъ такую картинку, ребенокъ наклеиваетъ
ее въ пятую\ тетрадку, и такимъ образомъ у него скоро составляется аль
бомъ, который онъ очень любитъ пересматривать отъ времени до времени и
показывать своимъ гостямъ.
Вырѣзаніе тѣней.
Вырѣзаніе ножемъ тѣней требуетъ уже большой ловкости руки и
умѣнья распоряжаться нѣкоторыми домашними инструментами. Этой работѣ
должно предшествовать вырѣзаніе ножницами. Но даже и при этихъ усло
віяхъ названную работу можно дать не ранѣе 6ти, бѴг лѣтъ. Для нея нужно
имѣть хорошо выструганную доску, острый перочинный ножъ и купить въ
бумажной лавкѣ нѣсколько листовъ тѣней, которые обыкновенно стоятъ по
2, а болыпіе по 5 коп. за листъ. Такую бумагу кладутъ на доску и вырѣ
заютъ прочь все то, что черно (см. таблицы ХѴПІ и XIX. На таблицѣ
ХѴШ, въ фигурахъ а и б, точками обозначена сложенная вчетверо бу
мага, изъ чего выходятъ фигуры, находящіяся рядомъ съ ними. При вырѣ
заніи фигуръ, помѣченныхъ буквами: в, г, д, е, ж, и и таблицы XIX бук