Page 399 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 399

— 383 —

  полупалецъ, проведите слегка кисточкою по поверхности, чтобы выгнать пу­
  зырьки воздуха, которые при этомъ легко образуются на формѣ. Когда смѣсь
  совершенно остыла, бумагу снимаютъ и затѣмъ осторожно отдѣляютъ совер­
   шенно остывшую стеариновую смѣсь съ мѣднаго пятака. Если вы хотите
   получать разнообразныя формы такой смѣси, купите нѣсколько готовыхъ
  формъ для отливки (онѣ вамъ пригодятся и для гипсовыхъ работъ) у статуэт­
  чиковъ, иногда ихъ можно найти и въ фарфоровыхъ магазинахъ,          а также
  въ Мастерской Учебныхъ Пособій г. Канаева, что будетъ указано ниже.


                                 ГипсовыяГипсовыяГипсовыяГипсовыя работы.работы.работы.работы.

        Жженый гипсовый поротокъ или алебастръ вы можете покупать на
   нлитныхъ дворахъ. Но, прежде чѣмъ употреблять его въ дѣло, его нужно
   просѣять сквозь чистое сито. Ту часть порошка, изъ которой вы хотите вы­
   ливать формы, бросаютъ по немногу въ ковшъ, наполненный водою, чтобы
   порошокъ тонулъ въ ней и промачивался. Остальную часть гипса тотчасъ
   разсыпаютъ по бутылкамъ и крѣпко закупориваютъ. Какъ отъ дѣйствія воз­
   духа, такъ и отъ сырости,­—гипсъ теряетъ способность вбирать воду, сохнуть
   и, слѣдовательно, не будетъ годенъ для отливки предметовъ.
        Когда смѣшанный съ водою гипсъ имѣетъ густоту сметаны, изъ него
   вылавливаютъ ложкой пузырьки, которые очень портятъ отливку и въ такомъ
   видѣ вливаютъ его въ формы. Но прежде, чѣмъ вольютъ въ нихъ гипсъ,
   формы эти должно вымазать смѣсыо, которую дѣлаютъ слѣдующимъ обра­
   зомъ. Нальютъ на блюдечко немного воды и деревяннаго масла, бросятъ еще
   туда мыльныхъ стружекъ, все это хорошо взобьютъ и смѣшаютъ, и этою
   смѣсью, въ видѣ тоненькаго слоя, покрываютъ формы, которыя будутъ на­
   полнены гипсомъ. Когда гипсовая масса станетъ совершенно плотною, ее
   осторожно вынимаютъ изъ формы.


                                    Рисованіе.Рисованіе.Рисованіе.Рисованіе.

        На обученіе рисованію смотрѣли прежде, какъ па роскошь, которую
   если ребенокъ усвоитъ въ школѣ—хорошо, а нѣтъ—такъ тоже бѣда неболь­
   шая. Сами учителя рисованія не лучше относились къ своему предмету: вы­
   ставятъ на весь классъ двѣ, три модели—уха, глаза, какой­нибудь красавицы
  гречанки въ необыкновенной повязкѣ, да подтушуютъ рисунокъ, если кто
  самъ не съумѣетъ этого сдѣлать,—вотъ и вся Метода. Три четверти класса,
   не умѣя вѣрно провести ни одной линіи, безобразно пачкаетъ тетради, въ
   которыхъ трудно различить глазъ отъ уха! Учитель оставляете обыкновенно
   такихъ учениковъ безъ вниманія и занимается съ самою небольшою частію
   класса, т. е. пріучаегъ прилежныхъ дѣтей копировать къ окончанію курса
  легкія модели. Хотя обученіе рисованію въ болыпинствѣ школъ продолжается
   по той же методѣ, но лучшая часть общества уже начинаетъ видѣть громад­
   ное общеобразовательное значеніе этого предмета. И это естественно: стоитъ
  только вспомнить, сколько разнообразныхъ способностей упражняется при за­
  нятіи рисованіемъ, если только оно ведется надлежащимъ образомъ.
        При рисованіи ребенокъ долженъ наблюдать форму ерисовываемыхъ
  предметовъ, пріучить глазъ къ разнообразію свѣтовыхъ оттѣнковъ, развить
   способность лшво воспроизводить представленіе о видѣнномъ, т. е. память и
   394   395   396   397   398   399   400   401   402   403   404