Page 397 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 397

— 381 —

   соломенки кончались заразъ, иначе плетеніе въ этомъ мѣстѣ не будетъ дер­
   жаться.
         Когда такимъ образомъ у ребенка нзъ соломы выходятъ косички и подъ
   его пальцами онѣ уже меньше ломаются, ему легко указать, какъ сшить
   соломенныя, круглыя шляпы для куколъ, коврики подъ подсвѣчники, песоч­
   ницы и т. п. Для этого нужно придерживаться только слѣд. правила: соло­
   менныя косички накладываются другъ на друга такъ, чтобы нижній рядъ на
   половину выходилъ изъ подъ верхняго; положивши такъ двѣ плетенки, ихъ
   сшиваютъ тоненькими нитками и уже послѣ этого все прибавляютъ по одной
   косичкѣ, подкладывая ее всегда внизъ такъ, чтобы одна ея половина была
   покрыта предъидущей плетенкой.



                                 ЛѣпкаЛѣпкаЛѣпкаЛѣпка изъизъизъизъ глины.глины.глины.глины.


        Прежде всего мы должны оговориться, почему мы не даемъ рисунковъ
   для работъ изъ глины. Намъ кажется, что названная работа можетъ только
   тогда имѣть воспитательное значеніе, когда она дѣлается съ моделей и дѣй­
   ствительныхъ предметовъ; лѣпка же изъ глины по рисункамъ не принесетъ
   никакой пользы.
        Глину можно получить вездѣ, гдѣ есть кирпичный заводъ; петербург­
   скимъ ясителямъ можно доставать ее также въ Академіи Художествъ: на чет­
   вертакъ вамъ дадутъ столько, что ее хватитъ на многихъ дѣтей въ продол­
   женіи нѣсколькихъ мѣсяцевъ.
        Самая лучшая глина для лѣпки голубая; остальныя принадлежности, ко­
   торыя тутъ еще необходимы, тоже достать не трудно: 1) нужна лопаточка,
   которую можетъ самъ сдѣлать каждый ребенокъ; пусть онъ возьметъ щепочку,
   съ одной стороны выстругаетъ ее въ видѣ узкой лопаточки, .а самую ручку
   сдѣлаетъ круглой палочкой, заостривъ нѣсколько ея конецъ, 2) нужна дере­
   вянная скалка въ родѣ той, которую мы видимъ въ кухняхъ для раскатыва­
   нія тѣста, только нѣсколько меньше, 3) деревянная доска въ родѣ той, на
   которой рубятъ котлеты.
        Еакъ только вы купите глину, нѣсколько смочите ее, хорошенько ра­
   зомните руками, раскатайте на доскѣ скалкой и тогда уже приступайте къ
   работѣ. Прежде всего дѣти начнутъ дѣлать изъ глины разные шарики, пи­
   рожки, крендельки, баранки, и, только послѣ долгаго упражненія надъ этими
   несложными предметами, они могутъ приступить къ слѣдующему: сдѣлать
   побольше шарикъ, положить его на доску, сверху нѣсколько сдавить лопа­
   точкой, затѣмъ обровнять глину; заостреннымъ концомъ сверху наколоть
   дырочки,—и выйдетъ сайка. Послѣ этого дѣти берутъ деревянный кубъ, ци­
   линдръ, квадратики, призмы, и, когда они въ нѣсколькихъ экземплярахъ
   сдѣлаютъ эти модели, они могутъ приступить къ лѣпкѣ различной посуды,
   кухонной утвари и т. п. При этомъ они всегда берутъ самый предметъ,
   напр. ставятъ передъ собою сапогъ и лѣпятъ его руками изъ глины, а
   не дѣлаютъ его съ модели. Сдѣланныя вещи нужно еще поставить про­
   сушить на солнцѣ или на теплую плиту. Глина требуетъ, чтобы ее не
   только передъ работой смачивали и раскатывали, но дѣлали бы это какъ
   можно чаще.
        Лѣпку изъ глины можно начинать съ дѣтьми съ 4­хъ лѣтняго возраста.
   392   393   394   395   396   397   398   399   400   401   402