Page 400 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 400
— 384 —
воображеніе, и развить навыкъ въ рукѣ отчетливо и вѣрно передавать всѣ
очертанія линій. Мы видимъ, что разнообразный цѣли, которыхъ теперь стре
мятся достигнуть при обученіи рисованію, заставляютъ ранѣе начать его съ
дѣтьми и не полагаться только на школу. И неужели родители могутъ остаться
равнодушными къ занятіямъ дѣтей, когда тѣ начинаютъ рисовать уже съ
двухъ, трехъ лѣтъ? Неужели оставятъ безъ всякаго вниманія листъ, испач
канный чернильными кляксами и испещренный каракулями? Фребель, осно
вательно изучивъ дѣтскую природу, считалъ рисованіе однимъ изъ главныхъ
занятій. Если только дѣти не забиты и видѣли въ домѣ карандашъ и бумагу ,
то можно навѣрно сказать, что это занятіе станетъ для нихъ однимъ изъ
самыхъ любимыхъ. Многіе утверждаютъ, что рисованіе по сѣти, черезъ ма
товое стекло, и другіе способы, давая возможность легко исполнить довольно
сложный рисунокъ, можетъ заставить вообразить ребенка, что онъ уже на
столько хорошо владѣетъ карандашемъ, что ему не зачѣмъ продолжать своихъ
занятій. Но это невѣрно.
Вся система Фребеля, какъто: вышиваніе, выкладываніе палочекъ, лучинъ
и колецъ, уже подготовляютъ къ рисованію: въ одномъ случаѣ ребенокъ обо
значаете контуры предметовъ точками (выкалываніе), въ другомъ—уже гото
вой линіи (лучина) онъ даетъ извѣстное направленіе, а въ черченіи по сѣти
руководствуется проведенными линіями. Такъ какъ отъ ребенка, марающаго
пеопредѣленными линіями свой рисунокъ и неумѣющаго держать карандаша
въ рукѣ, и до художника, легко и точно изображающего на полотнѣ все, что
онъ видитъ въ природѣ, громадное разстояніе, то и обученіс рисованію должно
имѣть много степеней. Приходится развивать способности постепенно и уже
съ ранняго дѣтства. Надо помнить, что страсть къ рисованію, никѣмъ не
направляемая, при которой дѣти пріучаются коекакъ марать бумагу и, пе
регнувшись въ три погибели держать карандашъ всей пятерней, можетъ при
нести большой вредъ.
Но какъ приступить къ дѣлу, вотъ вопросъ, который затрудняетъ мно
гихъ. Тутъ намъ кажется необходимо прежде всего взять въ разсчетъ лич
ность ребенка: если онъ въ три года уже начинаетъ марать бумагу каран
дашемъ, укажите ему при этомъ главные пріемы: 1) что карандашъ слѣдуетъ
держать не зажавши въ кулачекъ, а пальцами, 2) что не слѣдуетъ слишкомъ
наклоняться къ тетради, 3) что не сл"ѣдуетъ руки возить по тетради, а, мед
ленно подвигая руку, легко набрасывать штрихи и т. п. Конечно, всего этого
вы достигнете не тотчасъ, и потому не должны ожидать, чтобы ребенокъ все
выполнялъ въ совершенствѣ съ перваго разу. Съ самаго начала дайте ему
нарисоваться вволю; затѣмъ, когда онъ придетъ показать вамъ свою работу,
скажите ему, что она вамъ ничего не напоминаетъ, и посовѣтуйте проводить
черточки изъ одного угла въ другой, а потомъ крестъ на крестъ, затѣмъ на
дѣлайте точекъ, и пусть онъ между ними проводить линіи сверху внизъ и
снизу вверхъ, стоячія и лежащія (горизонтальныя) отъ лѣвой руки къ правой
и наоборотъ (помните, что въ это время ребенокъ еще малъ и геометрическіе
термины тутъ непригодны). Затѣмъ укааште ему, какъ проводить отъ руки
различныя фигурки, указанныя на таблицѣ XX и которыя будутъ служить,
какъ для живыхъ бесѣдъ, такъ и для знакомства съ линіями *). Дѣлая отъ
*) Двѣ книги: 1) «Jeux et Travaux enfantins» par M. Albert Durand et Melle Mario
Koenig и 2) «Уроки рігсованія для малыхъ дѣтей» Волкова могутъ служить восиитателямъ
прекрасными пособіямя для руководства дѣтей дошкольнаго возраста при первоначальномъ
рисованіи.