Page 400 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 400

— 384 —

   воображеніе, и развить навыкъ въ рукѣ отчетливо и вѣрно передавать всѣ
   очертанія линій. Мы видимъ, что разнообразный цѣли, которыхъ теперь стре­
   мятся достигнуть при обученіи рисованію, заставляютъ ранѣе начать его съ
   дѣтьми и не полагаться только на школу. И неужели родители могутъ остаться
   равнодушными къ занятіямъ дѣтей, когда тѣ начинаютъ рисовать уже съ
   двухъ, трехъ лѣтъ? Неужели оставятъ безъ всякаго вниманія листъ, испач­
   канный чернильными кляксами и испещренный каракулями? Фребель, осно­
   вательно изучивъ дѣтскую природу, считалъ рисованіе однимъ изъ главныхъ
   занятій. Если только дѣти не забиты и видѣли въ домѣ карандашъ и бумагу ,
   то можно навѣрно сказать, что это занятіе станетъ для нихъ однимъ изъ
   самыхъ любимыхъ. Многіе утверждаютъ, что рисованіе по сѣти, черезъ ма­
   товое стекло, и другіе способы, давая возможность легко исполнить довольно
   сложный рисунокъ, можетъ заставить вообразить ребенка, что онъ уже на­
   столько хорошо владѣетъ карандашемъ, что ему не зачѣмъ продолжать своихъ
   занятій. Но это невѣрно.
        Вся система Фребеля, какъ­то: вышиваніе, выкладываніе палочекъ, лучинъ
   и колецъ, уже подготовляютъ къ рисованію: въ одномъ случаѣ ребенокъ обо­
   значаете контуры предметовъ точками (выкалываніе), въ другомъ—уже гото­
   вой линіи (лучина) онъ даетъ извѣстное направленіе, а въ черченіи по сѣти
   руководствуется проведенными линіями. Такъ какъ отъ ребенка, марающаго
   пеопредѣленными линіями свой рисунокъ и неумѣющаго держать карандаша
   въ рукѣ, и до художника, легко и точно изображающего на полотнѣ все, что
   онъ видитъ въ природѣ, громадное разстояніе, то и обученіс рисованію должно
   имѣть много степеней. Приходится развивать способности постепенно и уже
   съ ранняго дѣтства. Надо помнить, что страсть къ рисованію, никѣмъ не
   направляемая, при которой дѣти пріучаются кое­какъ марать бумагу и, пе­
   регнувшись въ три погибели держать карандашъ всей пятерней, можетъ при­
   нести большой вредъ.
        Но какъ приступить къ дѣлу, вотъ вопросъ, который затрудняетъ мно­
   гихъ. Тутъ намъ кажется необходимо прежде всего взять въ разсчетъ лич­
   ность ребенка: если онъ въ три года уже начинаетъ марать бумагу каран­
   дашемъ, укажите ему при этомъ главные пріемы: 1) что карандашъ слѣдуетъ
   держать не зажавши въ кулачекъ, а пальцами, 2) что не слѣдуетъ слишкомъ
   наклоняться къ тетради, 3) что не сл"ѣдуетъ руки возить по тетради, а, мед­
   ленно подвигая руку, легко набрасывать штрихи и т. п. Конечно, всего этого
   вы достигнете не тотчасъ, и потому не должны ожидать, чтобы ребенокъ все
   выполнялъ въ совершенствѣ съ перваго разу. Съ самаго начала дайте ему
   нарисоваться вволю; затѣмъ, когда онъ придетъ показать вамъ свою работу,
   скажите ему, что она вамъ ничего не напоминаетъ, и посовѣтуйте проводить
   черточки изъ одного угла въ другой, а потомъ крестъ на крестъ, затѣмъ на­
   дѣлайте точекъ, и пусть онъ между ними проводить линіи сверху внизъ и
   снизу вверхъ, стоячія и лежащія (горизонтальныя) отъ лѣвой руки къ правой
   и наоборотъ (помните, что въ это время ребенокъ еще малъ и геометрическіе
   термины тутъ непригодны). Затѣмъ укааште ему, какъ проводить отъ руки
   различныя фигурки, указанныя на таблицѣ XX и которыя будутъ служить,
   какъ для живыхъ бесѣдъ, такъ и для знакомства съ линіями *). Дѣлая отъ



        *) Двѣ книги: 1) «Jeux et Travaux enfantins» par M. Albert Durand et M­elle Mario
   Koenig и 2) «Уроки рігсованія для малыхъ дѣтей» Волкова могутъ служить восиитателямъ
   прекрасными пособіямя для руководства дѣтей дошкольнаго возраста при первоначальномъ
   рисованіи.
   395   396   397   398   399   400   401   402   403   404   405